Гармоничная личность: определение и формирование

Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование Гармоничная личность: определение и формирование

Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

Гармонически развитая личность и гармоничная личность — практически синонимы, хотя определенные смысловые различия между этими понятиями есть. Гармонически развитая личность — вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живущая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста​» отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом
  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций.

При этом считать гармоничную личность идеалом для всех — оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал — отдохнул, пообщался — уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, радости и развития. Быть героем, работать на пределе сил, совершать подвиги, посвящать себя одной великой цели — все это за пределами интересов гармоничной личности.

Гармоничная личность: определение и формирование Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность

Человеку естественно стремиться к внутренней гармонии. Внутренняя гармония — это счастье, внутренняя…

Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста

Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях?…

Развитая личность на пути Служения

Развитая личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя б…

  • Гармоничная личность
  • Автор Н.И. Козлов

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/garmonichnaya-lichnost

Как стать гармоничной личностью

Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.

Гармоничная личность: определение и формирование

Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.

Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.

Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.

Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.

Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:

  • занимается любимым делом;
  • имеет полезный круг общения;
  • удобно распределяет время на работу и хобби;
  • радуется жизни;
  • чувствует себя счастливым.

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит.

Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других.

Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.

При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Гармоничная личность: определение и формирование

Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

Внешние:

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Гармоничная личность: определение и формирование

Социальная среда оказывает влияние на развитие личности.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Человек будет считать себя счастливым, если во всех сферах жизни ему будет комфортно и интересно.

Гармоничная личность: определение и формирование

У гармонично развитого человека позитивные чувства преобладают над негативными.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Источник: https://belady.today/psihologiya/garmonichnaya-lichnost

Гармоничное воспитание формирует целостную личность

  • Гармоничная личность: определение и формированиеФормированию целостной личности способствует гармоничное воспитание, закладываемое родителями, социальными учреждениями (детским садом, школой, колледжем, ВУЗом), а также самовоспитанием.
  • То, что заложено в вас семьей и педагогами, служит базой для дальнейшего развития, окончательного становления личности.
  • Образование же целостности вашего духовного, интеллектуального, нравственного, физического содержания зависит полностью только от вас.
  • Именно вы, как никто другой, знаете, чего не хватает вам для гармонизации вашего душевного состояния, семейных отношений, рабочего положения, бизнеса, другой деятельности.
  • А значит, вы должны осознавать, что гармоничное воспитание, формирование недостающих качеств – залог ваших будущих успехов.
  • Гармонии подлежит не только внутреннее наполнение человеческой личности, но и внешняя среда, все аспекты жизни.
  • Только при оптимальном распределении сил, внимания, энергии на все социальные взаимоотношения, деятельность, самореализацию и грамотном распределении нагрузки (нахождении ее баланса) на интеллект, психику и физическую оболочку можно говорить о гармоничном существовании человека.
  • Еще древние философы утверждали, что гармоничное воспитание включает в себя развитие трех человеческих составляющих: души, духа и тела.
  • Душа нуждается в эмоциональном, чувственном опыте, требует знакомства с искусством, с эстетическими (прекрасными) компонентами мира.

Ей не чужды и моральные принципы, нравственность. Развить дух можно, только познавая самого себя. А тело необходимо совершенствовать, укреплять его физическое здоровье, делать его более выносливым, закаленным, привлекательным.

  1. Личность, у которой развиты все три перечисленных компонента, более психически устойчива, морально подготовлена к различным трудностям и преградам на жизненном пути.
  2. Если же какой-то компонент остался неразвитым, то это непременно скажется в дальнейшем.
  3. Так, недостаток физического здоровья влияет на сопротивляемость организма болезням, на его выносливость, отношение к нагрузкам.
  4. Отсюда – пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, хроническая усталость, частая заболеваемость.
  5. Дефицит развития духа влечет низкую самореализацию, нераскрытие способностей, потенциала, недостаток внутренней энергии.

Неразвитость души опасно духовной черствостью, бесчувственностью, аморальностью, безнравственностью, неумением ценить прекрасное. Человек с такими качествами не только чужд обществу, социальным отношениям, но и опасен для них.

  • Поэтому гармоничное воспитание жизненно необходимо любому человеку для формирования целостной, физически и духовно здоровой личности, максимально адаптированной к различным социальным явлениям.
  • Развитие только одних сторон личности без уделения внимания остальным аспектам чревато непредсказуемыми последствиями.
  • Так, воспитание интеллектуальных компонентов при отсутствии нравственного базиса весьма опасно, так как такой человек в итоге может представлять угрозу для общества.

Процесс гармоничного воспитания может длиться всю нашу жизнь. Мы должны постоянно самосовершенствоваться, развиваться, потому что ежедневно наше существование все более усложняется: появляются новые отношения, связи, знакомства, деятельность, способы времяпровождения.

И всему этому необходимо уделить достаточное количество времени, посвятить часть своей жизни, души, вложить свои эмоции, труд, применить знания.

Все в нашей жизни должно быть гармонизировано, и гармоничное воспитание личности занимает здесь не последнее место.

Источник: https://berichnow.ru/stati/garmonichnoe-vospitanie-formiruet-tselostnuyu-lichnost

Как гармонично развить личность

Определение 1

Гармоничное и разностороннее развитие личности — это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.

При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.

Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.

Читайте также:  Понятие конформизма в психологии: его примеры и характеристика

Процесс формирования гармонично развитой личности

Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.

Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.

Гармоничная личность: определение и формирование

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:

  • потребности;
  • мотивы;
  • ценностные ориентации;
  • самооценка;
  • образ Я.

Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.

Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.

Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.

Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.

Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.

Особенности дисгармоничной личности

Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:

  • различного рода нарушения эмоциональной сферы;
  • нарушение поведения;
  • немотивированная агрессивность;
  • страхи и сомнения, мнительность;
  • замкнутость и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.

Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:

  • привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
  • использование высоко эмпатийных отношений;
  • применение приемов интенсивного социального одобрения.

Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой.

Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой.

У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.

Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека.

Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций.

Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен.

Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно.

Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.

Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт.

Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.

Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/kak_garmonichno_razvit_lichnost/

Статья по психологии на тему: Гармоничная личность | Социальная сеть работников образования

Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность

Человеку естественно стремиться к внутренней гармонии. Внутренняя гармония — это счастье, внутренняя гармония — это внутреннее хорошо, и коллеги-психологи описывают гармоничную личность самым позитивным образом.

Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный.

Путь развития — не один, путей роста и развития личности — много, и выбору внутренней гармонии противостоит выбор служения чему-то внешнему.

Это — существенно другой выбор, и выбор крайне не простой. Это вопрос: «Ради кого я живу? Кто в центре моей жизни?» Или ты ориентируешься на себя, на ощущение внутренней гармонии — или на внешние требования.

Если человек стремится к своей внутренней гармонии, он ориентируется на себя, и если внутренняя гармония становится главной ценностью, самоценностью, в центре жизни такого человека оказывается он сам, его гармония, удовлетворение его потребностей.

Другой вариант — личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим​ (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе — перед Богом).

Здесь личность — скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, а качеством служения внешней цели.

Почитайте интервью с Олегом Брагинским, топ-менеджером «Альфа-Банка» — его называют гением эффективности, вся его жизнь подчинена эффективности: служению труднейшим целям, которые он перед собой ставит. Счастлив ли он? Его это не интересует. Его приоритеты — другие.

Важно то, что путь служения может быть вовсе не голгофой, он может быть путем для человека полностью внутренне гармоничным. Личность, ориентированная на служение, тоже может быть гармоничной, но гармоничность для нее — средство, а не цель.

Человек, ориентированный на служение, развивает себя так, как необходимо для встающих перед ним задач. Он живет не только для себя, и его внутренняя гармония — не самая важная для него ценность. Внутренняя гармония может быть, ее может и не быть, в формате служении это — не важно.

Иерархически развитая личность выстраивает себя не под свое удобство, а к достижению той или иной цели.

Именно поэтому деловые люди и особенно руководители настороженно относятся к увлечению психотерапией, где ставится задача поиска внутренней гармонии.

Конечно, хороший психотерапевт обязательно позаботиться о том, чтобы после его сессии клиент остался в ресурсном, а не разобранном состоянии, но я смотрю на результаты глазами руководителя с 30-летним стажем.

Если после психотерапии ранее толковый сотрудник начинает вместо работы просто радоваться жизни и живет «здесь и сейчас», проявляя свои чувства, то мне приходится его дня на два от работы освобождать, пока он в себя не придет. У работы есть свои стандарты, тут нужно включать голову…

Гармоничная личность — это выбор человека, живущего для себя

Человеку, достигшему внутренней гармонии — хорошо и весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Обычно это правда: если человеку хорошо с собой, с ним хорошо и другим людям. Но если это не так и с ним кому-то не сладко, его это не очень волнует: его задача — его внутренняя гармония, а не чья-то другая гармония.

Гармоничный человек стремится к своему личному счастью, заботясь о счастье окружающих ровно постольку, чтобы не иметь с ними лишних проблем. Впрочем, если гармония чья-то или с кем-то его радует, он легко и с удовольствием позаботится и о других. Потому что это все равно забота о самом себе.

Гармоничный человек стремится к счастью, потому что в счастливом состоянии проще жить и ему самому, и проще жить с ним.

«В чем состоит задача психологии? Я предлагаю слово «лечение». Однако я вовсе не хочу быть излеченным от предпочтения оранжевого или черного цвета; от пристрастия к курению, равно как и от моей привязанности к бутылочке пива.

Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из барабана. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость. Трудный ребенок — несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром.

Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал.

Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе». — Александр Нилл.

Так живет Потребитель в варианте разумного эгоизма: «Если будет хорошо окружающим, лучше будет и мне! Поэтому, чтобы было хорошо мне, я готов заботиться об окружающих».

  • Человек, выбравший ориентиром внутреннюю гармонию, выбирает жизнь человека-организма
  • Если человек, ориентированный на служение, развивает то, что от него требуется, то человек, ориентированный на гармонию, развивает то, что делает его жизнь удобнее, и направление такого развития определяется в первую очередь потребностями организма этого человека.
  • «Хорошая жизнь с точки зрения моего опыта – это процесс движения по пути, которое выбирает человеческий организм, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении» — Карл Роджерс.

А чем определяются потребности организма? Возрастом человека и гормонами. Когда молодому человеку 16 лет, его организму хочется бегать, а не сидеть за уроками. Когда мужчине за сорок, ему хочется полежать на диване, а не бегать на стадионе. Гармонично живущий человек ищет возможности делать то, что хочется ему, то есть его организму, не напрягая при этом отношения с жизнью и окружающими.

Гармоничная личность никогда не будет стремиться к высшим достижениям

Высшие достижения сегодня невозможны без узкой специализации: если ты интересуешь всем, ты никогда не обгонишь тех, кто сконцентрировался на чем-то одном.

Личность, ориентированная на успех, выбирает специализацию: да, такой человек разбирается не во всем, но в своем деле он профи. Гармоничная личность осваивает все понемножку, чтобы нигде не опростоволоситься и чтобы слабых мест у нее оказалось — по минимуму.

Гармоничной личности нужны не высшие достижения в какой-то одной области, а достаточные достижения везде, где это будет полезно.

Есть физики, есть лирики: стать супер физиком, забив на все остальное, или быть «всего понемножку»? Гармоничной личности не нужно «супер», ее решение последнее: гармоничное сочетание всего, сочетание умственного и физического труда, знакомство и с искусством Древней Греции, и с искусством кулинарии.

Читайте также:  Как определить характер человека по почерку

Сколько будет себя развивать гармоничная личность, определяется ею, а не внешними нормами или требованиями. Обычная планка гармоничной личности — быть не хуже других.

Если у всех есть дом и машина, а ты себе не можешь этого позволить, это мешает внутренней гармонии, особенно если с таким бедным не хотят встречаться нормальные девушки…

С другой стороны, если ты стал самодостаточным, то для личного счастья последующее развитие, если только оно само из тебя не прет, становится уже не важным. Зачем? Достаточно быть здоровым.

Чтобы добиться не просто хороших, а именно лучших, высших достижений, обычно приходится работать не просто много, а очень много, приходится напрягаться, приходится иногда забывать об отдыхе, идти через боль и через «не хочу». Нужно ли это человеку, стремящемся к внутренней гармонии? Чаще всего — нет.

Что сделает мудрая девушка, если почувствует, что становится слишком умной для своего мужа? Если у нее нет в планах напрягать отношения, если она стремится к гармонии и ладу, она мудро сориентирует себя на дальнейшее развитие в области кулинарии и, возможно, перестанет оттачивать свой интеллект. Зачем?

Умные люди, стремящиеся к счастью, никогда не перетруждают себя. Если можно лежать под пальмой и питаться падающими бананами, то зачем вставать и куда-то зарабатывать деньги? Чтобы покупать на них бананы? Для свободно мыслящего человека необходимость трудиться — ограничивающее верование, и он освобождает себя от всего, что навязывает ему социум.

Кому верен человек, выбравший внутреннюю гармонию? — Самому себе

Гармонично развитая личность является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного подхода, для приверженцев гештальт-терапии и сторонников свободного воспитания — в частности потому, что выбор гармонично развитой личности — это аутентичность, верность в первую очередь самой себе.

«…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе.

С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе – нарциссизме.

И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, — (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи.

Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека.

И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». — Д.Н. Хломов, «Парадоксы гештальттерапии»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/09/21/garmonichnaya-lichnost

4 Уровня Развития Гармоничной Личности

Физические упражнения. И для тела, и для ума очень важно много двигаться. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.

Природа. Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

Искоренение всех вредных привычек: курение и спиртное, включая пиво убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея вредные привычки человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. • Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.

Социальный уровень включает в себя следующее:

Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этой жизни. Очень важно его понять и следовать ему.

Состояться как мужчина или женщина. Мужчина должен развивать мужские качества. Прежде всего – уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным.

Если мужчина не монах, он должен брать ответственность за женщину и детей на всю жизнь, сделать их счастливыми и обеспеченными.

Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.

Выполнение своего долга в семье (муж-жена; родитель-ребенок). Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье. Тем более, если человек уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Исключения относятся к тем, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.

Улучшение судьбы своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.

Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчинам. Но правильное отношение к деньгам важно всем. К деньгам нужно относиться как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Кроме того, нужно уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.

Правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.

Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный уровень отражает мудрость и разум человека

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему интеллектуальный человек: 

Ставит цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать.Особенно это важно для мужчин. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.

Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.

  • Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.
  • Отличает временное от вечного, выбирая путь, который благоприятен для гармоничного развития, увеличения любви в душе и отвергая все, что неблагоприятно для этого.
  • Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.

Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и формировать правильное мировоззрение.

Отслеживает свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние. 

Духовный уровень – основа всего

Именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе.

Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловная любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Душа – это безусловная любовь.

Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью. Подлинная духовность – это любовь.

Убери любовь, и все потеряет смысл, станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

Насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

Бескорыстие. Душа, наше высшее Я, – это любовь. Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя.

В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен.

Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания награды.

Важнейший показатель духовности – умение видеть Божественное во всем и во всех. Ведь нет ничего вне этого. Видя и ощущая Божественное во всем, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль. У человека есть выбор: служить себе или служить всем. По-настоящему духовный человек – бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье и обществу.

Источник: https://econet.ru/articles/77803-4-urovnya-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti

Гармоничное развитие личности: методологические аспекты и ценностное измерение — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Любимова Н.Н. 1

Нескрябина О.Ф. 2
1 Центр культуры и искусства «Меридиан»2 Сибирский юридический институт ФСКН России
В статье рассматриваются теоретические основания концепции гармоничного развития личности.

Понятие «гармония» характеризует предельное состояние отношений: природное – культурное (социальное); объективное – субъективное; социальное – индивидуальное. Проблема гармонизации в плане отношения «природного – социального» состоит в том, что возможны неблагоприятные для социализации сочетания врожденных свойств психодинамики.

В отношении «объективное – субъективное» одна из важнейших проблем – теоретическое осмысление творческого потенциала формирующейся личности. В аспекте отношения «социальное – индивидуальное» гармоничное развитие предполагает достижение единства внешней стимуляции и внутренней мотивации.

Понятие «гармоничное развитие личности» реализуется в представлениях о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. Существуют три основных варианта понимания ценности гармоничного развития: «успех», «общественная польза», «самореализация». Возможность и условия реализации гармоничного состояния определены характером связей природных и социальных свойств индивида.

В статье формулируются методологические принципы гармонизирующей стратегии воспитания. В их числе: самоценность гармоничного развития, опора на психодинамические свойства индивида и его включенность в процесс становления собственной индивидуальности.

1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.

— 224 с.
2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. / К. Лоренц. — М.: Прогресс,Универс, 1994. — 269 с.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с. 4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
5. Нескрябина, О. Ф.

Читайте также:  Мужчина манипулятор в отношениях: как распознать и переиграть

Индивидуальность: на границе Реального и Идеального / О. Ф. Нескрябина. — Красноярск: СибЮИ, 2001. — 160 с.
6. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке / В. М. Русалов // Биология в познании человека. — М.: Наука, 1990. — С. 109-125.

«Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Идеал гармоничного развития глубоко укоренен в европейской культуре и демонстрирует многообразие форм — от античной калокагатии до российского образа интеллигентного человека.

«Гармония» соединяет идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека — способностью эстетического переживания. Объяснение красоты через категорию гармонии в антропологическом измерении отображает суть отношений чувств и разума человека. В самом общем значении гармония может быть представлена двумя основными вариантами состояний — согласованностью частей и их компенсаторностью. Дисгармония фиксирует состояние несоразмерности и декомпенсации.

Переходя с уровня «микрокосм — макрокосм» на бытийный уровень «человек — общество» гармония преобразуется в предельное состояние отношений: природного — культурного (социального); объективного — субъективного; социального — индивидуального. «Предельное состояние» означает, что в данных отношениях чаще реализуется проблемное противоречивое единство, а гармония существует как вектор возможных и желательных изменений.

В пространстве ценностных измерений «гармония» предстает в виде целей воспитания и выборе стратегий личностного развития. В современном мире меняется представление о целях и средствах гармоничного развития. Данные изменения, на наш взгляд, нуждаются в осмыслении.

В статье предпринята попытка рассмотреть проблему гармоничного развития в единстве методологического и аксиологического аспектов. Ставится задача выявить основные смыслы гармоничного развития, определить, в какие педагогические стратегии должно воплотиться знание о возможностях достижения гармонии личности.

Идеал гармоничного развития выражает гуманистическую систему ценностей.

В рамках данной культурной матрицы смысл идеи гармоничного развития относительно постоянен в разные исторические периоды и подразумевает внутреннюю и внешнюю устойчивость, ясность, «симметрию»; соразмерность мира человека миру внешнему.

Большей семантической определенности на этом уровне абстракции достичь не удается, о чем, в частности, свидетельствует опыт осмысления категории гармонии в теории эстетики. Обычно гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е.

развитие всех основных — физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических — способностей личности. Судя по размешенным в интернете материалам и практическим предложениям, данное представление является господствующим в профессиональной среде педагогов-психологов.

В разных культурных контекстах идеалу гармоничного развития придавались своеобразные оттенки смысла в зависимости от ценностных оснований стремления к гармонии. Отчего, в свою очередь, зависит выбор конкретных целей и средств формирования гармоничной личности.

Логически возможны и фактически реализуются три основных варианта ценности гармоничного развития. Назовем эти ценности «успех», «общественная польза», «самореализация».

Первый вариант по сути своей прагматичен, т.к. гармоничное развитие представляется важной составляющей жизненного успеха.

С позиции такого понимания актуальность проблемы гармоничного развития обусловлена ростом общественной потребности в конкурентоспособных личностях, поскольку динамичный и сложный мир предъявляет высокие требования к социальной адаптации индивида.

Конкретные развивающие стратегии в этом случае строятся в зависимости от представлений субъектов воспитательного процесса о характере социального «заказа» и от амбиций «заказчиков», коими являются родители и воспитатели.

Существует опасность, что данная идеология может породить завышенные притязания и обернуться перенапряжением физических и психических сил воспитуемого, что важно понимать, поскольку в современном российском обществе вариант «успех» пользуется особой популярностью.

Второй вариант: гармоничное развитие подчинено цели более «высокой», чем индивидуальное благополучие. Этой целью выступает общественное благо. В данном случае существует опасность невнимания к индивидуальным различиям при определении конкретных целей и методов воспитания.

Данная концепция гармоничного развития исторически и логически связана с парадигмой социологизма. Последняя предполагает, что единая система воспитательных воздействий должна давать одинаковые результаты.

И наоборот, общая конечная цель воспитания реализуема через единую педагогическую систему.

Третий вариант представляет собой воплощение идеи самореализации личности. В этом случае гармоничность понимается как максимально возможная реализация индивидуальных задатков. Данное представление смыкается с понятием о самоактуализации А. Маслоу [3]. Оно реализуется в определении и осуществлении индивидуализирующего подхода к формированию личности.

Данная версия гармоничного развития в идеале является предпочтительной, однако и она имеет внутренние ограничения. Рассмотрим одно из них. Концепция самоактуализации, как известно, имеет практическое воплощение в субъектцентрированной педагогике и психотерапии.

Ее важнейшим принципом является создание условий для формирования поведения, свободного от гнета внешних требований, ограничивающих творческие устремления личности. Данная ценностная установка, на наш взгляд, исходит из предположения, что в природе человека заложено естественное стремление к самореализации, которое не требует развития навыков подчинения своим собственным волениям.

Другими словами, самореализация не требует развития способности к самоконтролю. Однако это предположение вряд ли обоснованно.

Гармония внутренних устремлений и внешних социальных требований не является предустановленной, но она есть необходимое условие для самореализации личности в социальной среде. В индивиде изначально нет мотивации на самоконтроль, на сдерживание своих телесных импульсов, биологических мотиваций, эмоций. К.

Лоренц обосновал данный вывод в отношении агрессивного поведения человека [2]. Самоограничение первоначально возникает в результате подкрепления мотивации одобрения со стороны старших — первый уровень развития морального суждения по Кольбергу. Прежде чем научиться самодисциплине и самоконтролю, индивид должен постичь науку подчинения внешним требованиям.

Если нет этого умения, то и способность к самоконтролю оказывается несформированной.

Рассмотренные подходы к гармонизации личности могут вполне продуктивно сосуществовать. Но при условии, что отношения между разными педагогическими стратегиями будут осознаны. Если же процесс протекает стихийно, без должной рефлексии, то это может привести к непоследовательности и к тому, что из разных стратегий будут взяты не сильные, а их слабые стороны.

Положительным свойством варианта «самореализация» является установка на самоценность гармоничного развития, его субъектную значимость.

Что отличает его от прагматичного подхода, в соответствии с которым детская игра, или какая-либо другая деятельность, рассматривается преимущественно в качестве средства формирования полезных социальных навыков.

Ранний возраст — не просто база для дальнейшего роста способностей и характера. Детство есть, прежде всего, время жизни, время, которое человек помнит и считает своим самым ценным достоянием.

Стратегия самореализации утверждает субъектность как участие в создании собственной индивидуальности. Можно думать, что с момента своего появления мышление обладает таким качеством, как креативность.

Она выражается не только в детском творчестве: языковом, изобразительном или игровом.

Креативность проявляется в решении поведенческих задач, результаты которых, закрепляясь в привычках, создают неповторимый рисунок человеческой индивидуальности.

Разнородность влияний и требований внешней среды является стимулом когнитивной активности. В условиях противоречивых установок ребенок нередко вынужден решать поведенческие задачи. В процессе таких решений развиваются мыслительные способности, вырабатываются навыки саморегуляции, формируются черты характера. Однако конкретные механизмы данных процессов ускользают от анализа.

В современной науке утвердилось представление о человеческой индивидуальности как органической системе, что означает неоднозначность уровневых связей и относительную самостоятельность элементов [1,4,5,6].

В методологическом плане онтология органической системы выражается в вероятностном характере прогнозов относительно личностного развития, сделанных на основе знания о природных задатках индивида.

Эти принципиальные положения, однако, еще не вполне конкретизированы.

Важнейшей проблемой современного психологического знания продолжает оставаться характер связей психодинамических свойств и личностных качеств индивида. Психодинамика или темперамент считается ответственной за стилевые, т.е.

формальные характеристики поведения. При этом далеко не всегда понятно, как сказываются эти характеристики на содержательной стороне поведения и на формировании характера или личности.

(В данном контексте понятия «характер» и «личность» синонимичны).

Остается нерешенным вопрос о связи нейродинамических свойств и темперамента. В учении о темпераменте признается практически бесспорным, что темперамент является наследуемой характеристикой психики.

Однако по определению темперамент проявляется во внешних чертах поведения человека, следовательно, в становлении темперамента значительную роль может играть научение, поскольку темперамент не сводится к простым рефлекторным формам реагирования.

Механизм связи генотипа и фенотипа для свойств темперамента, видимо, до конца еще не ясен.

О недостаточности наших представлений, касающихся свойств темперамента и их системных отношений, косвенно свидетельствует различие списка черт детского и взрослого темпераментов, а главное — отсутствие обоснования данных различий. Еще не так давно господствовало мнение о том, что не бывает плохих и хороших темпераментов.

Согласно этой схеме каждый тип темперамента обладает «положительными» и «отрицательными» свойствами, обеспечивая преимущества в каких-то определенных типах психической активности. Например, считалось, что слабая психическая выносливость положительно коррелирует с повышенной сенситивностью и тем самым компенсируется.

Таким образом, природе человека приписывалась некая «предустановленная гармония».

Сегодня можно считать установленным, что связи внутри системы свойств темперамента неоднозначны и, следовательно, возможны разные их сочетания. Поэтому существует вероятность соединения у одного индивида свойств, неблагоприятных с точки зрения социальной адаптации.

Более или менее благоприятными могут быть как психические, так и соматические индивидуальные данные. Соотношение нейродинамики и психодинамики, с одной стороны, и психодинамики (темперамента) и личности — с другой…

имеет прямое отношение к выявлению возможностей и определению способов индивидуальной стратегии гармоничного развития.

Достижение гармонии в системе «темперамент — личность» является психолого-педагогической проблемой. Для ее решения необходимо создание оптимальных условий для развития желательных физических и психодинамических качеств и коррекции и компенсации качеств неблагоприятных.

При этом следует исходить из той предпосылки, что полная компенсация далеко не всегда возможна, а это значит, что люди имеют разные стартовые условия для осуществления своих индивидуальных и социальных целей.

В ценностном аспекте данная ситуация оборачивается проблемой применения единых норм и требований к индивидам с разными врожденными свойствами.

В качестве выводов из предшествующего анализа сформулируем методологические основания, на которые должна, по мнению авторов, опираться концепция гармоничного развития личности. Они в основном могут быть сведены к следующим положениям:

Во-первых, теория гармонизации опирается на принцип соответствия воспитательных воздействий природным индивидуальным задаткам ребенка. Гармонизация в качестве психологической стратегии должна присутствовать уже на ранних этапах жизнедеятельности, поскольку индивидуальные задатки начинают проявляться в раннем онтогенезе.

Во-вторых, принцип гармонического развития предполагает выработку индивидуальной стратегии воспитания, учитывающей не только эффективность, но и психологическую цену полученных результатов.

В-третьих, принцип гармонизации требует при определении педагогической стратегии учета особенностей и результатов саморазвития ребенка.

Стремление к гармонии природного и культурного в осуществлении воспитательного процесса — одна из основных тенденций развития современной психологии и педагогики. Но самое главное, что в системе факторов гармоничного развития присутствует активность самой личности, и этому реальному обстоятельству требуется адекватное теоретическое признание.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 04.10.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11735

Ссылка на основную публикацию