Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Большинство людей, у которых есть комплексы, страхи или часто возникают депрессии, не знают истоков подобных проблем. Они связаны с детством и тем, что происходило в моменты их взросления. Психологические травмы детства влияют на развитие человека в дальнейшем. Из-за неразрешённых ситуаций возникают страхи, неуверенность в себе, комплексы, боязнь окружающих. Чтобы разрешить психологические проблемы, требуется заглянуть в прошлое и выяснить их причины.

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Психологическая помощь пережить травму ребенка

Чтобы исключить появление психологических травм у ребёнка, родителям требуется продумать план его воспитания до мелочей. Нельзя давать эмоциям верх во время ссор.

Важно контролировать каждое слово, которое взрослый говорит в адрес ребёнка. Главная задача родителей при воспитании — создать уютную атмосферу, в которой будет место заботе, ласке, обучению и спокойному разъяснения спорных ситуаций.

Взрослым нужно уметь разрешать сложные ситуации, а не пускать их на самотёк.

Если же система воспитания дала сбой и появились признаки развития психологической травмы, требуется провести с ребёнком разъяснительную беседу. Проводить её должен детский психолог или воспитатель. После беседы с малышом нужно поговорить с родителями и выяснить причины конфликта. Специалисту важно не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем.

Характерные проявления

Родителям, воспитателям требуется уметь распознавать тревожные признаки, которые сигнализируют о наличии психологической травмы. Если вовремя диагностировать появление проблемы, можно самостоятельно помочь ребёнку разрешить проблемную ситуацию. На что стоит обратить внимание:

  • подавленное состояние;
  • отсутствие аппетита;
  • изменчивое настроение;
  • избегание сверстников;
  • боязнь взрослых;
  • чувство вины;
  • желание подчиняться;
  • наличие визуальных повреждений на теле ребёнка;
  • неопрятный внешний вид;
  • отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • агрессия, направленная на окружающих;
  • тремор;
  • паралич;
  • частые истерики;
  • тревожное состояние, страх.

Когда развиваются психологические травмы, состояние ребёнка нарушается. Он перестаёт заниматься повседневными делами, теряет аппетит. Начинаются проблемы со сном, снижается успеваемость в школе или детском саду. Малыш перестаёт общаться со сверстниками, его не интересует то, что завлекает других детей.

Один признак может не говорить о том, что у ребёнка развивается психологическая травма. Однако, если присутствует комплекс нарушений, требует обратить на это особое внимание.

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Последствия

Если же определить наличие психологической травмы вовремя не удалось, могут возникнуть осложнения. К ним относятся:

  1. Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.
  2. Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.
  3. Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.
  4. Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.
  5. Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

В подростковом возрасте психологические травмы детства могут привести к алкоголизму, наркомании, отчуждению от общества, склонности к насилию, нарушениям закона. Комплексы могут довести подростка до суицидального состояния. Из-за этого важно вовремя применить психологическую помощь.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Советы

Специалисты дают ряд советов, которые помогут справиться с детскими травмами:

  1. Чаще общаться с людьми, меньше времени оставаться в одиночестве. Периодически требуется выговариваться перед родственниками, друзьями. Это помогает снизить психологическое давление.
  2. Следить за здоровьем. Отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, сделать дневной график.
  3. Стараться избегать стрессовых, конфликтных ситуаций.

Нельзя акцентировать внимание на неудачах. Требуется заниматься повседневными делами, не смотря на проблемы. Поддерживать отношения с близкими родственниками, найти увлечение, хобби. Заниматься тем, что приносит удовольствие.

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Психологические травмы детства мешают человеку вести нормальный образ жизни в дальнейшем. Они могут приводить к серьёзным последствиям — появление страхов, комплексов, нежелание общаться с другими людьми. Важно обращать внимание на изменение общего состояния, чтобы вовремя определить наличие развивающейся проблемы.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/travmi.html

Три психологические техники для лечения детских травм

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей.

Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве.

Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии.

Читайте также:  Зависимость от социальных сетей: причины и как избавиться

Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения.

Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм.

У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами.

Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму.

Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/tri-psihologicheskie-tehniki-dlya-lecheniya-detskih-travm/

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Психологическая травма детства: лечение и как пережить

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы. Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды.

То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает.

Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять»

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества.

Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов.

Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности.

На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Источник: http://fobiya.info/psihologicheskaya-travma-detstva

Эмоциональная и психологическая травма. Симптомы, лечение и восстановление. Статья. Кризисная психотерапия. Самопознание.ру

Если Вы прошли через травматический опыт, то возможно вас одолевают негативные эмоции, неприятные воспоминания или ощущение постоянной опасности. Или вы переживаете себя брошенным, не чувствуете поддержки и доверия к людям.

После пережитой травмы нужно время, чтобы прожить боль и вернуть себе ощущение безопасности. И с помощью психологической помощи, системы самоподдержки, поддержки окружающих, вы можете ускорить процесс восстановления.

Неважно когда случилось травматичное событие, вы можете восстановиться и жить дальше.

Что такое эмоциональная и психологическая травма?

Эмоциональная и психологическая травма — это результат стрессового воздействия, сила которого оказалась для психики чрезмерной. В результате этого человек теряет ощущение безопасности, переживает бессилие и беспомощность.

Читайте также:  Игровая зависимость от компьютерных игр: причины, признаки и как избавиться

Травматический опыт не всегда сопровождается физическим воздействием. Это любая ситуация, в которой Вы испытываете сверхнапряжение и беспомощность. И это не какое-то конкретное понятие, а ваш личная эмоциональная реакция в ответ на событие. Чем больше ужаса и беспомощности вы переживаете, тем больше вероятность травмы.

Причины эмоциональной и психологической травмы

Наиболее вероятно событие приведёт к травме если:

  • Оно случилось неожиданно.
  • Вы были не готовы к нему.
  • Вы чувствовали бессилие предотвратить его.
  • Событие произошло очень быстро.
  • Кто-то намеренно жестоко обошёлся с вами.
  • Это произошло в детстве.

Эмоциональная и психологическая травма может быть вызвана разовым событием, например — несчастный случай, естественное заболевание или эпизод насилия. А может — длительным стрессовым воздействием: жизнь в семейном насилии, по соседству с криминальными элементами, страдание от рака.

Наиболее часто встречающиеся примеры травматичных событий:

  • Спортивные и бытовые травмы.
  • Хирургия (особенно в первые 3 года жизни).
  • Внезапная смерть близкого человека.
  • Автокатастрофа.
  • Разрыв значимых отношений.
  • Унизительный и глубоко разочаровывающий опыт.
  • Потеря функциональности и хроническое тяжёлое заболевание.
  • Факторы риска, повышающие Вашу уязвимость к травматичным событиям.

Не все потенциально травматические события приводят к эмоциональной и психологической травме. Одни быстро восстанавливаются после серьёзного травмирующего опыта, другие же ранятся о то, что на первый взгляд гораздо менее шокирующее.

Повышенной уязвимостью обладают люди, которые уже находятся по действием стрессовых факторов, а также те, кто перенёс что-то похожее в детстве. Для них случившееся становится напоминанием, провоцирующим повторную травматизацию.

Детская травма повышает риск травматизации в будущем.

Переживание травмы в детстве имеет длящийся эффект: такие дети видят мир как пугающее и опасное место. И если травма не вылечена, то они переносят ощущения страха и беспомощности во взрослую жизнь, становясь повышенно уязвимыми к травмам в будущем.

Детская травма возникает при любом событии, нарушающем ощущение безопасности ребёнка:

  • Нестабильная и опасная среда;
  • Отделение от родителей;
  • Серьёзная болезнь;
  • Травматичные медицинские процедуры;
  • Сексуальное, физическое и словесное насилие;
  • Домашнее насилие;
  • Отвержение;
  • Травля;
  • Симптомы эмоциональной и психологической травмы.

В ответ на травматическое событие и повторную травму, люди реагируют разными способами, которые проявляются широким спектром физически и эмоциональных реакций.

Нет «правильного» и «неправильного» способа реагировать на травматическое событие: чувствовать, думать и действовать. Поэтому не стоит винить себя и других за те или иные действия.

Ваше поведение — это нормальная реакция на ненормальное событие.

Эмоциональные симптомы травмы:

  • Шок, отвержение, потеря веры;
  • Ярость, раздражение, скачки настроение;
  • Вина, стыд, самообвинение;
  • Чувства тоски и безысходности;
  • Растерянность, нарушение концентрации;
  • Тревога и страх;
  • Замкнутость;
  • Ощущение брошенности.

Физические симптомы травмы:

  • Бессонница и ночные кошмары;
  • Пугливость;
  • Сердцебиение;
  • Острые и хронические боли;
  • Повышенная утомляемость;
  • Нарушение внимания;
  • Суетливость;
  • Мышечное напряжение.

Эти симптомы и чувства типично длятся от нескольких дней до нескольких месяцев и исчезают по мере проживания Вами травмы. Но даже когда Вам стало лучше, все равно могут всплывать болезненные воспоминания и чувства — особенно в такие моменты, как годовщина события или напомнивший образ, звук и ситуация.

Горевание — нормальный процесс после травмы

Независимо от того, влючалась ли смерть в травматическое событие или нет, переживший его сталкивается с необходимость переживать горе от утраты, как минимум, чувства безопасности. А естественная реакция на утрату — это горе.

Также как и те, кто потерял близких, пережившие травму проходят через процесс горевания.

Это болезненный процесс, в котором ему требуется поддержка других людей, остро стоит необходимость говорить о своих чувствах, вырабатывать стратегию самоподдержки.

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту?

Восстановление после травмы требует времени, и каждый это делает в своём ритме и своим способом. Но если прошли месяцы, а ваши симптомы не проходят, то нужно обратиться к специалисту.

Ищите помощи специалиста, если:

  • У вас рушатся дела дома и на работе;
  • Вы страдаете от тревоги и страха;
  • Не можете быть в близких отношениях, боитесь близости;
  • Страдаете от нарушения сна, ночных кошмаров и вспышек травматичных воспоминаний;
  • Все больше избегаете вещей, напоминающих от травме;
  • Эмоционально отдалились от других и чувствуете себя брошенным;
  • Используйте алкоголь и наркотики чтобы почувствовать себя лучше.

Как определить подходящего специалиста?

Работа с травмой может быть пугающей, болезненной и провоцирующей ретравматизацию. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом.

Не бросайтесь к первому попавшемуся, потратьте немного времени на поиск. Важно, чтобы специалист имел опыт работы с травматичным опытом. Но самое важное — это качество ваших с ним отношений.

Выбирайте того, с которым Вам будет комфортно и безопасно. Доверьтесь вашим инстинктам. Если Вы не чувствуете себя в безопасности, понятым, не чувствуете уважения, то найдите другого специалиста.

Хорошо, когда в ваших отношениях есть теплота и доверие.

После встречи со специалистом спросите себя:

  • Чувствовали вы себя комфортно, обсуждая свои проблемы со специалистом?
  • Было ли у вас чувство, что терапевт понимает о чем вы говорите?
  • Какие из ваших проблем были восприняты серьёзно, а каким уделено минимально времени?
  • Относился ли он к Вам с уважением и состраданием?
  • Верите ли Вы, что сможете восстановить доверие в отношениях с этим терапевтом?

Лечение психологической и эмоциональной травмы

В процессе исцеления психологической и эмоциональой травмы Вы должны столкнуться с невыносимыми чувствами и воспоминаниями, которых Вы избегали. В противном случае, они буду возвращаться снова и снова.

В процессе терапии травмы происходит:

  • проработка травматичных воспоминаний и чувств;
  • разрядка системы ответа на стресс «бег или сражайся»;
  • обучение регуляции сильных эмоций;
  • построение или восстановление способности доверять людям;
  • Ключевые моменты восстановление после эмоциональной и психологической травмы.

Восстановление требует времени. Не нужно торопить себя скорее прожить и избавиться от всех симптомов и последствий. Процесс исцеления невозможно подхлестнуть усилием воли. Позвольте себе переживать разные чувства без вины и осуждения. Вот несколько заметок про то, как помочь себе и близким.

Стратегия самопомощи №1: Не впадайте в изоляцию

Из травмы вы можете впасть в изоляцию от людей, но от этого станет только хуже. Общение с другими людьми поможет процессу исцеления, поэтому сделайте усилие, чтобы поддержать Ваши отношения и не проводить слишком много времени в одиночестве.

Попросите о поддержке. Важно говорить о ваших чувствах и просить о поддерже, в которой вы нуждаетесь. Обратитесь к тому, кому вы доверяете: член семьи, коллега, психолог.

Участвуйте в социальной активности, даже если вам это не нравится. Делайте «нормальные» вещи с другими людьми, то что не имеет ничего общего с травматически опытом. Восстановите отношения, которые Вы прервали вследствие травмы.

Найдите группу поддержки для переживших травматический опыт. Контакт с людьми, которые, также как и Вы, пережили похожее состояние, поможет снизить Вам ощущение изоляции и понять, как другие справляются со своим состоянием.

Стратегия самопомощи №2: Оставайтесь заземлённым

Быть заземлённым означает быть в контакте с реальностью, оставаясь в контакте с собой.

Продолжайте делать обычные дела — регулярные прогулки, сон, еда, работа и спорт. Обязательно должно быть время для релаксации и общения.

Разбивайте рабочие задачи на маленькие кусочки. Хвалите себя даже за самые маленькие достижения.

Найдите то, что помогает вам чувствовать себя лучше и займите свой ум (чтение, готовка, игра с друзьями и животными), это поможет Вам удержаться от погружения в воспоминания и травматический опыт.

Позволяйте себе переживать те чувства, которые всплывают. Замечайте Ваши чувства, которые всплывают в связи с травмой, принимайте и поддерживайте их появление. Воспринимайте их как часть процесса горевания, необходимого для исцеления.

Телесное заземление: принципы само-помощи. Если вы почуствовали нарушение ориентации, растерянность, внезапно возникшие сильные чувства, сделайте следующее:

  • Сядьте на стул. Почуствуйте ступнями пол, как вы опирайтесь на него. Надавите ягодицами на стул, ощутите опору в этой точке. Почувствуйте как спина опирается на стул. Верните себе телесное ощущение устойчивости.
  • Посмотрите вокруг и выбирите 6 объектов разных цветов, рассмотрите их — вынесите внимание изнутри наружу.
  • Обратите внимание на дыхание: сделайте несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов.

Стратегия самопомощи №3: Позаботьтесь о своём здоровье

В здоровом теле процессы психического выздоровления протекают активнее.

Следите за сном. Травматический опыт может нарушить ваш привычный сон. А последствия нарушения сна — усугублять протекание травматических симптомов. Поэтому ложитесь спать ежедневно в одно и то же время, желательно до 12 часов ночи, чтобы сон длился 7–9 часов.

Избегайте алкоголя и наркотиков, потому что они всегда ухудшают протекание травматических симптомов, провоцируя депрессию, тревогу и изоляцию.

Займитесь спортом. Регулярные упражнения поднимают уровень серотонина, эндорфинов и других веществ, повышающих настроение. Они также поднимают самооценку и способствуют регуляции сна. Для нужного эффекта достаточно 30–60 минут в день.

Сбалансированно питайтесь. Ешьте маленькими порциями часто в течении дня. Это поможет вам поддерживать нужный уровень энергии и снизить скачки настроения. Меньше простых углеводов (сладкого и мучного), потому что они быстро меняют состав крови, что влияет на настроение. Больше овощей, рыбы, зерновых.

Снизьте влияние стрессовых факторов. Уделяйте внимание отдыху и релаксации. Освойте системы релаксации: медитация, йога, тайцзи, дыхательные практики. Уделяйте время занятиям, которые приносят вам удовольствие — любимое хобби или активный отдых с друзьями.

Помощь переживающим эмоциональную и психологическую травму

Конечно это тяжело, когда ваш близкий человек страдает от травматического опыта, но ваша поддержка может стать ключевым фактором в его восстановлении.

Проявите терпение и понимание. Восстановление после эмоциональной и психической травмы требует времени. Будьте терпиливыми с процессом восстановления, потому что у каждого своя скорость. Не осуждайте за реакции, которые возникают у Вашего близкого человека: он может быть временно вспыльчив или наоборот замкнут, но проявите понимание.

Предложите практическую помощь чтобы Ваш близкий человек вернулся к нормальным повседневным делам: походам в магазин, хлопотам по дому, или просто будьте в доступе для разговора.

Не давите предложениеми поговорить, а просто будьте в доступе. Некоторым людям трудно говорить о том, что случилось, и не надо настаивать, чтобы они делились, если они не хотят. Просто обозначайте свою готовность поговорить и выслушить, когда они сами будут готовы.

Помогите расслабиться и вернуться к социализации. Предложите вместе заниматься спортом или релаксационными практиками, искать вместе друзей по интересам и хобби, заниматься тем, что может доставить им удовольствие.

Не принимайте реакции на свой счёт. Ваш близкий человек можеть переживать ярость, опустошённость, брошенность, эмоционально отдалиться. Помните, что это результат травмы и может не иметь ничего общего с вашими отношениями.

Помощь ребёнку, переживающему травму

Очень важно открыто общаться с ребёнком, перенёсшим травму. При том, что всегда есть страх и желание не обсуждать болезненную тему. Но тогда вы оставляйте ребёнка в изоляции в его переживаниях. Скажите ему, что это нормально переживать из-за травматичного события. Что его реакции нормальные.

Как дети реагируют на эмоциональную и психическую травму? Несколько типичных реакций и способов с ними справиться:

  • Регрессия. Многие дети пытаются вернуться в ранний возраст, где им было безопаснее и они ощущали заботу. Дети поменьше начинают мочиться в постель и просить бутылочку. Постарше — боятся оставаться одни. Важно быть бережным и уважительным к таким симптомам.
  • Берут вину за событие на себя. Дети моложе 7–8 лет думают, что они виноваты в том, что произошло. И это может быть совершенно иррационально, но просто наберитесь терпения и повторяйте им, что они не виноваты.
  • Нарушения сна. Некоторые дети с трудом засыпают, а другие часто просыпаются и видят страшные сны. По возможности, дайте ребёнку мягкую игрушку, укройте его, оставьте гореть ночник. Проводите с ним больше времени перед сном, общаясь или читая. Проявите терпение. Нужно время, чтобы сон вошёл в норму.
  • Ощущение беспомощности. Здесь поможет обсуждение и планирование мер, которые могут предотвратить похожий опыт в будущем, вовлечение в целе-ориентированную активность помогает восстановить ощущение контроля.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/emocionalnaya_i_psihologicheskaya_travma_simptomy_lechenie_i/

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с) /Карл Витакер/

Читайте также:  Надменность в психологии: значение и синонимы слова

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество: Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является: “Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них): “Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет. “Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни. “Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми. “Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. “Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни. “Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный. “Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

  • Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий: – любой эмоционально-душевной травмы, – любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности), – любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
  • – любых эмоционально-шоковых потрясений.
  • Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!
  • почитать другие статьи на этом сайте: о чувстве зависти о запретных чувствах эгоистическое чувство материнства когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Ссылка на основную публикацию