Строптивость — это что такое: понятие в психологии

Строптивость - это что такое: понятие в психологии

Приветствую вас, дорогие читатели! В жизни мы встречаем разных людей и каждый обладает своими индивидуальными чертами характера. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о тех, кто всему противится, делает все наоборот, нарочито не слушает других людей и действует исключительно по-своему. Многие используют слово строптивый, подразумевая горделивого упрямца. Но мало кто знает, что на самом деле строптивость — это черта характера куда более сложная.

Кто такой строптивый человек

Строптивость - это что такое: понятие в психологии

Здесь мы говорим не только про упрямство и неуступчивость. Прежде всего, такой человек крайне эгоистичен, ибо старается удовлетворить именно свои потребности в первую очередь. Но если обычный эгоист следует разуму и логике, то строптивый будет поступать даже в ущерб себе, лишь бы наперекор другим.

Он может отказаться от заманчивого для себя предложения, если на нем настаивают. В его природе заложено отказываться, поступать иначе и не слушать других людей.

Быть строптивым, значит, идти в своих решениях до конца, даже если они явно ошибочные. Порой строптивец сам путается в своих суждениях, стараясь переспорить собеседника.

Ему не важны аргументы, важен сам факт конфликта с окружающими.
Такие люди часто являются отличными манипуляторами. Они готовы на все, лишь бы добиться поставленной цели.

Порой напускная податливость часто является лишь уловкой хитреца.

Строптивец будет пытаться навязать свое мнение всем вокруг. Когда такой человек становится руководителем, например, то он может из-за своих убеждений тащить отдел вниз, идти против развития и улучшения процесса работы. Кроме того, такой начальник будет использовать подчиненных в своих корыстных целях и непременно постарается навязать им свое видение рабочих и личных моментов.

Источник: https://ezy-life.ru/lichnost/stroptivost.html

Кротость или строптивость: выбор женщины

Строптивость - это что такое: понятие в психологии

По определению толкового словаря, кротость – женская добродетель, заключающаяся в уклонении от проявления гнева и ярости, уступчивость, покорность и смиренность.

Строптивость же, наоборот, упрямство, непокорство, непослушание, совсем противоположное понятие кротости.

Безусловно, с течением жизни меняются представления о семье и браке, об отношениях между мужчиной и женщиной, о манерах и некоторых нормах поведения. В разные времена женщине надлежало вести себя по-разному. Не хочется вдаваться в размышления о нормах и говорить, что хорошо, а что плохо. Но все же некоторые нормы существовали и существуют.

В восточном мире покорность и кротость женщине прививают с самого детства. Так же как и патриархальные установки: уважение и почитание отца и мужа, братьев и т.д. это налаженная устоявшаяся система, существующая веками и базирующаяся на религиозной основе, и женщине при всем желании в том мире сложно что-то поменять.

На западе дела обстоят с точностью наоборот.

Женщина имеет равные права с мужчиной, избирательное право, право распоряжаться своей жизнью самой и выбирать себе спутника жизни, заниматься любой деятельностью, строить карьеру, рожать или не рожать детей и так далее. Зачастую женщины берут на себя слишком много ответственности неженской, конкурируют с мужчинами и подавляют, и постепенно теряют свою женственность.

Но все же если разобраться, в чем же баланс и гармония? Что, так сказать, в почете? Кротость и покорность, или все же строптивость и амбициозность?

Думается, что ключевым моментом в данной теме является выбор женщины. Только ей решать, каким образом себя преподносить и как себя вести.

Если обобщить, то излишняя кротость в поведении жены может повлечь за собой массу неприятностей при определенных обстоятельствах.

Если мужчина тираничный, женщина, ведя себя покорно и сдержанно, может попасть в среду домашнего насилия и жить в постоянном страхе за себя и свою жизнь. Вырваться из этой ситуации довольно сложно без поддержки.

Следует обращаться в специальные психологические службы, которые помогают разрешать данные ситуации и, что в первую очередь, срочно уходить от такого мужчины. Не стоит терпеть, цените в первую очередь себя и заботьтесь о себе. Ваша жизнь – самое дорогое, что у вас есть.

Излишняя кротость говорит о том, что женщина, скорее всего, подавляет свои желания, держит при себе свои чувства, и имеет установку «терпи». Не лучшая особенность, ведущая к различным личностным проблемам и даже проблемам со здоровьем.

Если же женщина ведет себя агрессивно, так сказать, играет в стерву, предъявляет слишком высокие требования к своему мужчине, подавляет его и унижает его мужское достоинство – ее в семейной жизни тоже ждет мало приятного.

Излишне строптивая женщина может так же привлекать к себе мужчин, которые будут проявлять агрессию в ответ на ее агрессию, вести себя неуважительно с ней и пытаться конкурировать, так как уже не будут видеть перед собой женщину.

Но это все о крайности. Если говорить о том, что можно условно назвать нормой, то в этом вопросе выбора между строптивостью или кротостью, победит разум. Приведение к балансу этих двух противоположных частей как раз таки и создаст гармонию, позволит стать женственной.

Нужно знать себя, наблюдать за собой и осознанно подходить к своим отношениям. Вы можете быть как строптивой в некоторых ситуациях, когда хочется добавить «перчика в отношения», кроткой и мягкой, когда хочется проявить свою женственность, очарование и слабость.

Ведь любая женщина может научиться искусно сочетать в себе несочетаемое, быть разной и интересной. Верим, что у вас все получится!
С любовью, Елена Делендик

Источник: https://www.delendik.com/stati-i-publikatsii-2/uspeshna-ya/krotost-ili-stroptivost-zhenshhiny.html

Строптивость Строптивый

     Строптивость как качество личности – склонность действовать наперекор, проявлять норовистый, тяжелый характер, обезличенно и бессмысленно протестовать против всех обстоятельств жизни.

      Некий крестьянин, купив на рынке пару отрезов ткани на платье детям, по дороге домой вынужден был ввязаться в спор со своей сварливой женой, которая утверждала, что продавец отрезал материал ножницами. Сам же крестьянин видел в руках продавца нож, а потому никак не мог согласиться с мнением жены.

Так они, пререкаясь всю дорогу, достигли моста через глубокую реку, где спор перерос в откровенную ссору. Муж не выдержал и, схватив жену за одежду, прокричал: «Послушай, женщина! Говорю тебе — это был нож.

И если ты сейчас же не согласишься с этим, я сброшу тебя с моста!» —«Это ты слушай и наматывай себе на ус! Даже если сюда явится твой покойный отец со всеми твоим покойными предками, вам всё равно не удастся убедить меня, что это были не ножницы», — визжала в ответ жена.

Эта дерзость стала последней каплей, переполнившей чашу терпения мужа. В гневе он сбросил жену с моста в самом глубоком месте реки, и её воды тут же сомкнулись над строптивой женщиной.

Через минуту, когда стало ясно, что женщина уже не выплывет, гнев мужа несколько поостыл, и он начал сожалеть о своём поступке, из-под воды вдруг появилась рука, которая напоследок жестом показала, что это были ножницы, и исчезла под водой уже навсегда.

      Строптивость, подойди к ней принц или нищий, олигарх или бомж, святой или грешник, неизменно, невзирая на личность, будет талдонить свое любимое «нет». Если это не напускная строптивость, ей одно имя – «нет». Хороший муж или плохой неважно, негативизм и озлобленность строптивости всегда найдут повод для протеста.

Возьмем, для примера, Катарину – героиню пьесы Шекспира «Укрощение строптивой». По своей сути она девушка вовсе не злая, а только озлобленная душной атмосферой, царящей в доме Баптисты. Строптивость Катарины – это протест против этой затхлой среды.

Если бы вместо Петручио явился любой другой мужчина, она с таким же накалом бестолковости протестовала бы и против него, то есть проявляла бы необузданную и неистовую строптивость. Будучи сильной и страстной натурой, Катарина становится сущим чертом в юбке.

 Но Петручио разгадал истоки ее демонстративной строптивости, понял, что строптивость Катарины – это всего лишь настроение, ее «юмор», как говорили в эпоху Шекспира. Бесперспективно укрощать такую женщину грубым насилием. Петручио выбирает иной путь: любовью и пародией на «юмор» он усмиряет строптивицу.

Подключив к «розыгрышу» всех слуг, он наглядно демонстрирует ей ее же «юмор». Посмотрев на себя в пародийном зеркале, Катарина понимает бессмысленность и бестолковость своей строптивости и отказывается от своего «юмора». Как только маска строптивости была ею сброшена, все увидели мягкого и покладистого человека.

       А вот ее лицемерная сестра Бьянка «делает вид на Мадрид», изображая из себя кроткого ангела. Но как только «окольцевала» мужчину, при всех называет его дураком. Здесь уже наружу выскакивает  с детства взращенная строптивость. Протест ребенка направлен не против родителей, а против домашних порядков.

Строптивость малышу нужна, чтобы проявить свою самостоятельность и испытать всю гамму эмоций: радость и печаль, злость и доброту, интерес и разочарование, любопытство и равнодушие. Строптивость Бьянки – это желание самоутвердиться, покомандовать, стать «генералом в юбке».  Иными словами, строптивость – это вояка, которому все равно кого рубить, лишь бы шашкой помахать.

Ей безразлично самогон или пулемет – лишь бы с ног косило.

      Строптивость, несомненно, является порочным качеством личности. Везде и во всем поступая вопреки, проявляя болезненную неуступчивость, она вредит другим и себе.

Беда ее в том, что она обезличенно все отвергает, не потрудившись разобраться: разумно  или не разумно то, против чего она протестует. Стремление всему поставить «палки в колеса», стать поперек и действовать вопреки может принести много вреда.

Если начальник строптив, любое прогрессивное начинание, натолкнется на неизменное «нет». В военное время строптивый командир из-за своего духа неповиновения и несогласия может бездарно положить своих бойцов. Строптивец не дружен даже с самим собой.

Его возгордившееся эго выходит из повиновения разума и не желает признавать над собой никакой чужой воли и власти. Строптивость —  это неповиновение ложного эго всему с ним соприкасающемуся.      

       Строптивость может маскироваться, используя богатый арсенал своих приемов. Демонстрируя перед силой свою податливость и уступчивость, она будет саботировать, хитрить, ловчить, делать из под палки, но все равно постарается сделать по-своему.

Не мытьем, так катаньем строптивость выполнит поручение не полностью с криками возмущения и несогласия. Но есть и антисоциальная, аморальная строптивость, которая прет буром, не считаясь с интересами подавляющей части граждан.

Например, любое действие правительства и президента встречается строптивостью в штыки. Болтуны и демагоги, жаждущие власти, пытаются своей демонстративной строптивостью раскачать государственную лодку. Сами они ни на что, кроме как болтать и лгать, не способны.

  «Родина или смерть», — надрывно орет с ребенком на руках корыстная строптивость.  С испанского: Patria о muetie! Лозунг республиканцев в годы гражданской войны в Испании 1936— 1939 гг. между сторонниками республики и военными-мятежниками (франкистами) во главе которых стоял генерал Франко.

Строптивости безразлично, что она призывает соотечественников на баррикады гражданской войны, где прольется море крови своих же сограждан, ей нужно лишь продемонстрировать свою непокорность и неповиновение властям.

      Строптивость, стремясь показать свою значимость, беснуется, галдит и шумит, но народ, получив демократическую прививку 90 – х годов, видит ее карикатурность и звериный алчный оскал.

В любой строптивости, будь то личные или межгосударственные взаимоотношения, отсутствует сила правды, веры и убежденности. В народе строптивого человека называют «поперечный».

О какой силе правды и убежденности можно говорить, если человек высказывается только вопреки и поперек?

       Со строптивостью разумно разговаривать со знаком минус, тогда, естественно, получишь желаемый плюс. Например, муж говорит жене: «Надоела мне эта рыбалка, друзья, пиво. Буду сидеть с тобой дома». Если жена действительно строптива, она, наверняка, скажет: «Зачем впадать в крайности. Иногда можно и съездить на рыбалку – развеяться».

       Строптивость отвратна и обременительна уже только тем, что всегда готова сделать «из мухи слона». Простое ей кажется вздорным, бесспорное – спорным, черное белым, белое черным.

 Если бы в строптивости был смысл и убежденность, она была бы полезным для общества качеством. Но, к сожалению, строптивость бестолкова, безрассудна и обезличена.

Протест ради протеста – вот ее жизненное кредо.

      Строптивость не имеет ничего общего с утверждением личности своей независимости, самодостаточности. Тем более у нее нет пересекающихся точек с противниками конформизма.

Независимость, не желание придерживаться всеобщего мнения и отсутствие стремления иметь «крышу» в виде партии, какой-либо силовой структуры или группы людей базируются на знаниях, убежденности и вере. Строптивость и не подозревает о таких составляющих поведения и поступков людей.

Пусть ей будет обидно, но она всего лишь — обезличенный бессмысленный протест против всех обстоятельств жизни.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/stroptivost/

Возраст строптивости

В жизни почти каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года.

Психологи называют этот непростой период специальными терминами: возраст упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, кризис независимости и т.д.

Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года, и доставляет хлопот, может быть, даже больше, чем предыдущий. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток.

Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э.Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества – независимость, самостоятельность.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, этот переходный период может пройти достаточно гладко и безболезненно.

Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямца, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.

Что же это за кризис и как реагировать взрослым на его проявление? Отличает его целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровую нервную систему – и его, и свою.

Первый симптом – ярко выраженное проявление негативизма.

Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам.

Ребенок может быть очень голоден или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы или какой-то другой взрослый ему это предлагают. Бывает и так, что ребенок отказывается выполнять просьбы только определенного человека: только мамы, только дедушки.

Главное для него сделать не так, как его просит именно этот взрослый. С остальными же окружающими его людьми он может быть послушным и покладистым. В этом случае взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом.

Может быть, он слишком непоследователен в своих поступках и требованиях по отношению к ребенку.

При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый: «Это платье белое» — «Нет черное», «Ешь суп» — «Не буду», «Пойдем гулять» — «Не пойду».

Иногда взрослый сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком. Всякий раз, когда взрослый отдает резкий приказ, ребенок, остро переживающий кризисный период, скорее всего, также резко ответит: «Не буду», «Сам не ори» и т.п.

Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Второй симптом кризиса трех лет – это упрямство

Это упрямство отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел.

Малыш может долго и упорно не вставать с постели исключительно потому, что не желает изменить своего решения, хотя на самом деле ему давно уже хочется встать, съесть свой любимый завтрак и начать смотреть мультики.

Чем умнее и гибче ведут себя взрослые в подобных ситуациях, тем реже они жалуются на упрямство и негативизм своих детей. Наблюдения психотерапевтов показывают, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей.

Так, ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Его поведение определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Именно в этот критический период человек учится говорить «Нет», отстаивать свою точку зрения (пусть даже пока не совсем конструктивными методами). В будущем эти навыки ему обязательно пригодятся.

Третий симптом связан с проявлением строптивости.

Она, в отличие от негативизма, направлена не на человека, а против привычного образа жизни, против тех правил и норм воспитания, которые были в жизни ребенка до трех лет. Малышу ничего не нравится из того, что он делал раньше.

Нежелание идти рядом с мамой за ручку, отказ мыть руки перед едой, капризы по любому поводу – все это выражение этого симптома.

Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют запреты и приказы, способствует яркому проявлению строптивости.

Следующий четвертый симптом – своеволие.

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Если родители начинают грубо подавлять вспышки своеволия своего чада, они рискуют вырастить пассивного, неуверенного в себе человека.

Пятый симптом — обесценивание.

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Так, малыш может начать называть маму или бабушку бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, бросает, отказывается с ними играть.

Шестой симптом – протест-бунт.

Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. К счастью, этот симптом встречается не так часто, как предыдущие, и может длиться всего несколько дней.

И, наконец, седьмой симптом – деспотизм или ревность.

В семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотичному подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любые желания маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если же в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и агрессии к брату или сестричке, требованиях постоянного внимания к своей персоне.

Таким образом, во время кризиса трех лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, деспотичного ребенка.

К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит.

Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей:

  • Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность.
  • В тех случаях, когда ребенок слишком часто упрямится, противопоставляет себя взрослым, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, помогите ему справиться с самим собой.
  • Большинство негативных проявлений кризиса трех лет из описанного «семизвездия» — это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, поступках. Давайте ребенку возможность самому принимать решения.
  • Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда не заставляйте его! Предложите ему два варианта: гулять во дворе или в парке, убрать игрушки до просмотра мультфильмов или после.
  • Всем своим поведением показывайте, что вы уважаете своего ребенка, замечаете и цените изменения, происходящие в нем. В этом возрасте дети очень любят «взрослые» подарки: блокноты, авторучки.
  • Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность.
  • В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, очень быстро поймет, что таким способом ничего не добьется. Увещевать и наказывать ребенка во время истерики бесполезно, лучше всего ничего не предпринимать и не решать, пока ребенок полностью не успокоится.
  • Старайтесь не драматизировать кризисные ситуацию и смягчать конфликтные моменты, внося в них долю юмора.

Абдуллина Лилия, клинический психолог. По материалам журнала «Планета здоровья».

Источник: https://www.sch2000.ru/parents/psychologist/obstinacy.php

Возраст строптивости. О кризисе трех лет

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса — так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему — и его, и свою.

НегативизмВ общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят.

Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания.

Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

  • Упрямство
  • Строптивость
  • Своеволие
  • Обесценивание
  • Протест-бунт
  • Деспотизм
  • Обратная сторона кризиса

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка — противной, родители — злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.Перечисленные выше особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки — это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. В каждый период развития ребенок имеет совершенно особые, приемлемые только для данного возраста потребности, средства, способы взаимодействия с миром и осознания себя. Отслужив свой срок, они должны уступить место новым — совершенно иным, однако единственно возможным в изменившейся ситуации. Возникновение нового обязательно означает отмирание старого, отказ от уже освоенных моделей поведения, взаимодействия с окружающим миром. И в периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка.

К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

Источник: http://babyboom.pp.ua

  1. Новые статьи:
  2. Старые статьи:
  3. >

Источник: https://www.socionic.ru/index.php/vospitanie/15538-vozraststroptivostiokrizisetrehlet

Астропсихология: важные понятия

Планеты в астрологии – не просто небесные тела. Они отражают основные психологические принципы жизни человека.

Возьмем, к примеру, Луну. Психологически Луна отражает базовую потребность в безопасности. Другими словами, она показывает, что вам нужно было в детстве (да и сейчас), чтобы чувствовать себя в безопасности.

Также Луна имеет прямое отношение к младенческому возрасту и самым первым отношениям, которые выстраивает человек – к отношениям с матерью. Эти первичные отношения накладывают отпечаток на все последующие отношения с близкими людьми, в которые вступает человек – с мужем/женой, детьми и т.п.

Базовая потребность в безопасности, про которую мы говорили выше, не поддается сознательному контролю. Мы не можем контролировать то обстоятельство, что начинаем испытывать тревогу, когда мы не можем ее удовлетворить.

К примеру, ваша Луна в момент рождения находилась в знаке Овна. Это означает, что вашей базовой потребностью является потребность быть лидером (быть значимым), вам критически важна новизна и смена событий.

Если же в детстве вам не давали проявить свое лидерство, или, что еще хуже, подавляли эту потребность за якобы «строптивость», неугомонность, «нахальство», «грубость», то это могло привести к глубоким нарушениям чувства безопасности мира, тревоге, неуверенности в себе, зависти к тем, кто позволяет себе быть лидером и т.п.

  • Велика вероятность того, что от мужа/жены вы будете ждать того признания, которого вам не хватило в детстве.
  • Ниже мы рассмотрим психологические принципы некоторых других планет.
  • Солнце
  • Принцип: Чувство индивидуальности, творческая энергия, сияющее внутреннее «я», неотъемлемые ценности.
  • Побуждения: Быть и созидать.
  • Потребности: В признании и самовыражении.
  • Проявление в случае нарушения принципа:
  • Компенсаторная гордость, высокомерие, чрезмерное желание быть кем-то особенным.
  • Если ваше Солнце, к примеру, находится в Рыбах, это значит, что вам важно направлять свою энергию на проявление сочувствия и эмоционального единения (слияния) с другими людьми
  • Меркурий

Принцип планеты: Коммуникации, сознательный разум (т.е. логический или рациональный разум)

Побуждения: Потребность выражать свое восприятие и интеллект через речь и мастерство.

Потребности: Потребность в установлении связей с другими людьми, потребность учиться

Проявление в случае нарушения принципа. Упрощения из-за чрезмерных рационализаций, упор на интеллект и мастерство, и обесценивание других сторон жизни; самоуверенное и одностороннее общение, обесценивание своей способности понимать.

Меркурию в Близнецах необходим поиск разнообразных фактов и контактов, необходимо проговаривание мыслей вслух, а также рассмотрение любой ситуации с полярных точек зрения.

Более подробную информацию о принципах планет и соответствию их нахождения в знаках определенным психологическим чертам можно узнать в программе «Астропсихология: почему мы так устроены?».

Ваш асцендент и его роль

Асцендент или восходящий знак (эти термины равнозначны) — важный элемент вашего гороскопа. Асцендент — это знак, отражающий ваше внешнее поведение; он в значительной степени определяет, каким вас видит окружающий мир.
Слово «внешнее» является ключевым применительно к вашему восходящему знаку, поскольку он представляет внешнюю сторону вашей личности.

Пользуясь современным языком, можно сказать, что это ваш имидж. Очень часто оказывается, что асцендент отвечает за то, что мир видит в вас прежде всего, каково первое производимое вами впечатление. Многие астрологи считают, что восходящий знак раскрывает вас более непосредственно, чем знак солнца.

Асцендент сравнивают с дверью дома, входом, через который посетитель должен пройти, чтобы увидеть само жилье.
Лицо, которое вы демонстрируете, является сплавом из знака, в котором находится солнце, и асцендентом. Это сочетание определяет то неповторимое впечатление, которое вы производите. Знак луны связан с более скрытыми аспектами вашей личности.

Это влияние глубоко и всеобъемлюще, но окружающие скорее ощущают его в вашем характере, нежели видят лежащим на поверхности.

Поскольку асцендент — это знак, поднимающийся над горизонтом во время вашего рождения (отсюда происходит термин «восходящий знак»), он отражает тот момент, когда началась ваша самостоятельная жизнь в этом мире. Он характеризует ваше взаимодействие с окружающими, ваш индивидуальный стиль общения.

В некоторой степени восходящий знак влияет на внешние характеристики и манеры. Это — ваша обращенная к миру маска. Как и любая маска, она может скрывать истинное лицо, но скорее она является частью настоящего лица. Это то лицо, которое вы с наибольшей легкостью и естественностью демонстрируете окружающим.

Что такое асцендент?

Согласно простейшему определению, асцендент — это астрологический знак, поднимающийся на восточном горизонте в момент вашего рождения. Когда человек говорит о том, что он рожден под определенным знаком, он имеет в виду знак солнца (то есть знак, в котором солнце находится в момент рождения).

Раньше асцендент считался более важным фактором, чем знак солнца, но в двадцатом веке от этого мнения отказались.

Тем не менее, многие астрологи считают, что линия асцендента — главная компонента карты рождения, поскольку другие параметры гороскопа могут быть вычислены, исходя из её положения.

Несомненно одно: без установления асцендента интерпретация гороскопа остается ограниченной, и он никогда не станет истинно натальным, то есть относящимся к моменту рождения.

Вероника Хлебова

Источник: http://www.pro-zhivi.ru/astrology/astropsihologiya-vazhniye-ponyatiya

Возраст строптивости

Примерно в 2,5 года мирное течение жизни в семье начинает нарушаться.

На новом витке развития ребенка вновь, как и в конце первого года жизни, возникает критическая ситуация, которая знаменует собой наступление «кризиса трех лет».

Этот кризис, как правило, выражен сильнее, чем на первом году жизни. Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

Первый из них – ярко выраженный негативизм. Ребенок не просто становится непослушным, — он стремится все делать наоборот. Мама предлагает малышу пойти гулять, а он вдруг заявляет: «Не хочу гулять!», хотя раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке.

Мама пожимает плечами и соглашается: «Не хочешь – не надо». И тут же слышит в ответ: «Гулять, гулять!». Но как только ребенка начинают одевать, все начинается сначала. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорят ему старшие.

Причина такого поведения кроется не в отношении ребенка к самой по себе ситуации, а к взрослому.

Второй симптом – упрямство, так хорошо знакомое всем родителям. Малыш добивается своего только потому, что он так захотел, и никакие доводы не могут изменить его решения.

Третий симптом – проявления строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столько на определенного взрослого, сколько против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянные недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.

Четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома  встречаются реже, — как правило, в случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с семьей. Первый из этих симптомов – бунт против окружающих.

Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил.

Точно также у него меняется отношение к игрушками: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними. И, наконец, в некоторых семьях встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих.

Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чувством ревности по отношению к другим детям в семье.

Причины кризиса.

Чем объясняется возникновение кризиса 3-х лет? Детские психологи подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, борьба за эмансипацию своего «я».

В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. За негативной симптоматикой скрывается положительная тенденция ребенка к большей свободе, самостоятельности.

Тенденция к самостоятельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!».

Стремление к самостоятельности, протест против опеки взрослых проявляется в этом возрасте очень ярко.

Например, девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама еще не умеет справляться со шнурками ботиночек.

В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты, обувает ее, малышка со слезами на глазах восклицает: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу, и буду гулять своими».

Стремление к самостоятельности сочетается с особой чувствительностью к оценкам взрослых, острой эмоциональной реакцией на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Вот характерный пример такой реакции. Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой девочка вдруг остановилась и зарыдала.

После долгих расспросов, сквозь рыдания она сказала, что воспитательница при всех отчитала ее за то, что она медленно одевалась на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, она прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!».

Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что на замечание девочка не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.

В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним радость, хвастовство.

Так, трехлетняя девочка заявляет своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям. Я лучше всех заправляю».

В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но девочку в этот день впервые похвалили за хорошо убранную постель.

В этом возрасте у ребенка складывается новое отношение к своим действиям: самым важным становится не простое копирование действий взрослых, а достижение правильного результата.

Если полуторагодовалый малыш, размахивающий веником «как мама» не обращает внимания на то, что весь мусор остается на полу, то к трем годам он старается подмести пол как следует. Его действия  становятся по настоящему целенаправленными. Он старается доводить до конца то, что начал.

И он очень гордится тем, что у него так хорошо все получается. В кризисный период у детей появляется новое личностное качество – гордость за достижение. Именно этим объясняется не всегда понятное взрослым чрезмерное детское хвастовство.

Ребенок гордится собой, но для него важно, чтобы все видели, как хорошо он умеет делать трудные дела, чтобы его похвалили. Поэтому он так чувствителен к оценке взрослых, так часто обижается, если его усилия не замечаются, а промахи критикуются.

Сказанное не значит, что ребенку нужна одна лишь похвала. Если его все время только хвалить независимо оттого, что и как он делает, ребенок не будет иметь ориентиров для развития.

На самом деле, для того, чтобы делать так, как делают взрослые, малышу нужна справедливая оценка. И, что не менее важно – сотрудничество со взрослым, который задает образцы правильных действий и через похвалу или порицание регулирует их выполнение.

Первоначально собственных возможностей оценить правильность своих действий у ребенка нет. Такая оценка находится на полюсе взрослого, как образца «идеального результата» деятельности.

На фоне положительного отношения к малышу взрослый все чаще оценивает его конкретные действия: хвалит в случае удачи, порицает неправильные действия, просит или требует исправить их.

Итак, поведение ребенка в период кризиса 3-х лет выражается в настойчивом стремлении к достижению правильного результата в деятельности, демонстрации своих успехов взрослым и обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к отношению окружающих. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Предметный мир начинает выступать для него как сфера реализации себя, своей личности, а взрослый — в качестве знатока и ценителя его достижений.

Как смягчить проявления кризиса

  • Поддерживайте общее положительное самоощущение ребенка, чаще говорите о своей любви к нему. Ведь он привык к тому, что он самый любимый и бесценный, и вдруг его начинают ругать за разбитую чашку, испачканные штанишки, поломанную игрушку. Он начинает ощущать себя плохим и нелюбимым, бунтовать против этого. Малыш еще не умеет отличать общее положительное отношение взрослых к себе от их отношения к своим конкретным действиям, которые не всегда заслуживают положительной оценки.
  • Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
  • Там, где это возможно, предоставляйте ребенку право быть самостоятельным. Давайте ему возможность выбора занятий, игр, тех или иных вещей и действий (например, спрашивайте, хочет ли он гулять, какую одежду хочет надеть, какие игрушки взять на прогулку, что он хочет сегодня съесть на обед и пр.).
  • Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в увлекательную для него игру.
  • Оценивайте только действия и поступки ребенка, но не унижайте его личность, не обижайте его. Такие слова, как «неумеха», «растяпа», «вечно у тебя все валится из рук» больно ранят самолюбие малыша. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие его инициативности, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу». После подобных слов ребенок с новыми силами примется за дело.
  • Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как «эх, ты, у тебя не получается, а вот Саша давно уже умеет это делать», не приведут ни к чему хорошему. Дети очень ревниво относятся к похвалам взрослых, и подчеркивание неудачи на фоне достижений другого ребенка может вызвать недобрые чувства к сверстнику. А достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Не следует воспитывать у ребенка чувство соперничества с другими.
  • Не вступайте с ребенком в бесконечные пререкания в тех случаях, когда он часто упрямится, противопоставляет себя окружающим. Они могут усугубить его упрямство. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой. Там, где это возможно, давайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор, надевать комбинезон или нет, предлагала ему самому принять решение: «Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?» Небольшая хитрость оказалась очень действенной, и ребенок совершенно серьезно принимал собственное решение.
  • Не драматизируйте конфликтную ситуацию, старайтесь смягчить ее, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости.
  • Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребенка. Если Вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что Вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики Вы будете увещевать его или наказывать, Вы не получите положительного результата. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
  • Не запугивайте ребенка и не угрожайте ему.
  • Не будьте сами чрезмерно упрямыми. Взрослым нужно уметь посмотреть со стороны на самих себя. Упрямство детей часто связано с чрезмерным стремлением родителей подчинить ребенка своей воле. Как показывают наблюдения и специальные исследования, чем умнее ведут себя взрослые, тем реже они жалуются на упрямство и негативизм своих детей. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости в поведении. Они экспансивны и излишне возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Интересная закономерность обнаружена между интеллектом родителей и их жалобами на детей: чем выше интеллект, тем реже дети определяются ими как упрямые. Это связано с умением родителей находить больше вариантов для решения спорных вопросов.

Упрямство детей часто сосуществует с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения.

Такие мамы и папы собственные неурядицы и дурной характер разряжают дома, раздражаясь на своего маленького ребенка и без конца повторяя ему: «Я что тебе сказала, ты будешь слушаться или нет?», «Вот я тебе покажу, как не слушаться!» и т.п. На подобное обращение ребенок отвечает естественной реакцией упрямства.

Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша Вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36540.php

Строптивый ребенок. Как с этим бороться

  • Строптивость сродни упрямству, но у строптивого ребенка протест направлен не против родителей, бабушек и дедушек, других людей, а против порядков, которые заведены дома, против того образа жизни, которой малышу кажется неправильным.
  • Выражая свою строптивость, кроха получает возможность испытать целую палитру чувств: любопытство, злость, удовольствие, радость, разочарование, печаль, настойчивость, надежду.
  • Малыш, проявляя таким образом свой характер, учится понимать свои эмоции и чувства других людей, проверяет собственные возможности и показывает свою самостоятельность.

Когда ребенка можно назвать строптивым

  1. Назвать малыша строптивым можно в том случае, если он отказывается выполнять то, что ранее делал легко и без принуждения. Например:
  2. — отказывается пить чай и требует сок, кофе, компот, другой напиток;
  3. — не хочет надевать предложенную одежду, требуя другую.

    У него единственная мотивация: «Я так хочу»;

  4. — отказывается идти на прогулку, заявляя, что будет делать что-то другое, а потом не хочет возвращаться домой.

    Заявляет, что хочет еще погулять;

  5. — не хочет идти спать в положенное время, капризничает, просит еще поиграть (посмотреть телевизор, просто посидеть), хотя глаза у него уже слипаются;
  6. — не хочет умываться и чистить зубы или делает это демонстративно.

Таким образом, строптивость выражается не только в том, что кроха во всем пытается настоять на своем, сделать то, что ему хочется, но и в том, что он не желает делать то, что предлагают родители, другие взрослые. В чем причина такого поведения?

На самом деле, все просто. Малыш подрастает, он начинает лучше осознавать свое «Я», и ему необходимо разобраться в себе и в жизни, понять, что он может, а что – нет, осознать собственные эмоции, испытываемые им в разные моменты жизни.

Помочь детям осознать свои чувства, а также понимать окружающих людей, а родителям – эмоции их малышей, помогут простые и веселые упражнения.

«Спрячем в ладошках личико»

Вместе с малышом лицо прячем за своими ладонями со следующими словами: «Спрятали личико в наших ладошках». После предлагаем показать разные эмоции. Выполняется упражнение как малышом, так и вами. Нужно, чтобы оба игрока – и вы, и ваш ребенок – видели эмоции друг друга:

  • — Покажи мне веселое лицо (спрятались);
  • — Покажи мне обиженное лицо (спрятались);
  • — Покажи мне сердитое лицо (спрятались);
  • — Покажи мне испуганное лицо (спрятались).

Также можно предложить малышу показать злость, зависть, страх, удовольствие. Чем больше эмоций ваш ребенок сможет продемонстрировать, тем лучше.

Когда он научится понимать эмоции, то можно предложить ему более сложное упражнение:

«Превращения»

  1. Нужно попросить маленького упрямца:
  2. 1. Улыбнуться:
  3. — как веселая девочка;
  4. — как хитрая лиса;
  5. — как мама;
  6. — как бабушка;
  7. — как котенок;
  8. — как добрый волшебник.
  9. 2. Разозлиться:
  10. — как Змей-Горыныч;
  11. — как волк;
  12. — как ребенок, у которого отобрали игрушку;
  13. — как ветер.
  14. 3. Нахмуриться:
  15. — как дедушка, которому ты (обращение к ребенку) мешаешь смотреть телевизор;
  16. — как папа;
  17. — как пес.
  18. 4. Отдохнуть:
  19. — как мама, которая только что убрала в доме;
  20. — как папа, который пришел с работы:
  21. — как ребенок, который убрал за собой все игрушки;
  22. — как девочка, которая только что уложила куклу спать.
  23. 5. Устать:
  24. — как зайчик, который скакал по лесу;
  25. — как дедушка, который пришел с рыбалки;
  26. — как брат, вернувшийся с прогулки.
  27. Такие игры очень нравятся детям, и они прекрасно подходят для снятия психолого-эмоционального напряжения.

Источник: http://mamakmv.ru/interesno-pochitat/vospitanie/stroptiviy-rebenok.-kak-s-etim-borotsya.html

Ссылка на основную публикацию