Тщеславие: определение в психологии

Отрывок из книги Леонида Виноградова “О страстях и искушениях” 

Беседа с Ларисой Шеховцовой, доктором психологических наук, профессором Санкт- Петербургской духовной академии.

— Лариса Филипповна, некоторые святые отцы писали о тщеславии и гордости как об одной страсти, другие их разделяли.

— Мне кажется, что эти страсти отличаются друг от друга. Гордый человек может про себя думать, что он лучше всех, но не показывать этого. А тщеславному важно, чтобы другие непременно говорили о нем. Гордыню можно скрыть — это внутреннее состояние. А тщеславие человек как бы выбрасывает в мир, стараясь быть на виду.

Если провести психологическую параллель, то, конечно, в первую очередь надо сказать об истеричных личностях. Я говорю не о патологии (есть истерия как заболевание), а об особенностях характера.

Истеричный человек хочет во что бы то ни стало привлечь к себе внимание, и если не удается это сделать какими-то достойными поступками, готов вести себя вызывающе, эпатировать окружающих.

Хорошо или плохо о нем говорят, ему не так важно: главное, что о нем говорят. А зарождается это, как правило, в детстве, еще до школы.

Приходят гости, родители ставят ребенка на табуретку: «Прочитай стихотворение!» И все умиляются: «Ах, какой умный, какой талантливый!» Ребенок привыкает, что он в центре внимания, что все его хвалят, а потом идет в школу, где им никто не восхищается — там таких талантливых много. Как же так? Был самый-самый — и вдруг не самый-самый! Так начинается слом личности, проявляются разные страсти, в том числе и тщеславие.

— А некоторые родители, наоборот, непрерывно пилят ребенка за какие-то промахи. Разве это не ведет к слому личности?

— Это другая крайность. Если мы в нее впадем — никогда ребенка не похвалим, что ни сделает, все будет не так, — вероятно, это породит не тщеславие, а комплекс неполноценности, повышенную тревожность.

Он будет жить с ощущением «я неудачник, я плохой, я некрасивый…». А дальше бывает по-разному.

Один будет стремиться доказать себе и другим, что он чего-то стоит, а другой так и останется на всю жизнь с глубоким внутренним конфликтом, — иными словами, с неврозом.

— Как бы вы посоветовали родителям реагировать на демонстративное поведение ребенка?

— Хорошо, когда родители видят эту особенность своего чада и подбирают для него соответствующую сферу деятельности — театральный кружок, танцевальную студию. То есть подсказывают ребенку адекватные способы применения своей особенности.

Ведь демонстративность сама по себе ни плоха, ни хороша (мы сейчас не говорим о патологии), это просто особенность. Вообще характер — это совокупность особенностей поведения, и демонстративность — просто одна из таких особенностей. Она может принести как дурные плоды, так и хорошие.

Все зависит от того, как с ней обращаться. Если с характером совсем не считаться или пытаться его задавить… Ну, лишите человека возможности профессионально удовлетворить потребность во внимании, заставьте его работать инженером.

Тогда он будет искать другие пути для проявления своей демонстративности: начнет много болтать, вести себя вызывающе, станет навязчивым. Есть же разные способы самоутверждения.

— А желание самоутвердиться — это не тщеславие?

— Нет. В гуманистической психологии есть такой термин — «самоактуализация». Это желание реализовать себя. Утвердиться, состояться — естественная потребность человека. Это феномен бытия.

Вы трудитесь на такой-то работе, вас знают как хорошего специалиста, и для вас это важно. Совершенно нормальная ситуация. Главное — не впадать в крайности. Святые отцы говорят: «Срединный путь — царский».

Но он и самый трудный.

— В некоторых профессиях особенно трудно не впасть в тщеславие. Например, в творческих. Там во многом от известности зависит, насколько ты будешь востребован.

— Разве Бетховен, когда писал симфонии, думал о славе? Вряд ли. Ему важно было выразить свое мироощущение в музыке. И это, мне кажется, отличает настоящего художника. Он поглощен искусством, творчеством.

Конечно, тщеславие — очень тонкий грех, и он часто присовокупляется, но, наверное, по-настояще- му увлеченный своим делом человек забывает о себе в процессе работы.

Не будем лукавить — все мы радуемся, когда что- то у нас получается, и всем нам хочется, чтобы кто-то это заметил и нас за это похвалил. Это естественное человеческое желание, само по себе не греховное.

Грехом оно становится, когда доминирует над всем остальным — творческими поисками, ответственностью за свое дело и так далее. Можно порадоваться тому, что ты что-то хорошо сделал. Но если этот процесс не контролировать, впадешь в крайность, а иногда и в прелесть…

— То есть когда человек впадает в прелесть, психолог уже не может помочь?

— Прелесть — духовное состояние, тут психологу действительно делать нечего. Надо знать свои границы. С прелестью — к батюшке.

Материал по теме

Тщеславие: определение в психологии

Как бороться с тщеславием?

Как бороться с тщеславием? С мнением о себе, с желанием, чтоб тебя хвалили.

 — Для человека в прелести, как я понимаю, уже нет авторитетов, и даже к батюшке он прислушается далеко не сразу, только опытный духовник сможет постепенно пробить эту броню. Но если мы не в прелести, обычно мы хотим понравиться другим. И на исповедь часто идем, не о грехах сокрушаясь, а боясь, как бы священник не подумал о нас плохо. Получается, что тщеславие мешает исповедоваться?

— Это не тщеславие. Страх оценки батюшки — скорее неправильное духовное состояние. Ведь человек кается перед Богом, священник только свидетель. Поэтому нас не должно сильно волновать, что подумает батюшка.

Бога надо бояться! Но люди, к сожалению, привыкли к тому, что их все время оценивают.

Вот эта оценочность, принятая в нашем обществе, сильно искажает поведение не только ребенка, но и взрослого человека, заставляет его напряженно думать о том, как бы произвести положительное впечатление. Но это все-таки не тщеславие.

Желание быть лучше всех — это страсть честолюбия. А «тщеславие» — это «тщетная слава», жажда внимания любой ценой, не обязательно хорошими поступками.

Вот Герострат город сжег. Вроде не самый достойный поступок совершил, зато как прославился!

— Говорят, что тщеславие чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Это действительно так или миф?

— Нет, не миф. Истерия — это во многом эмоциональность, а женщины, конечно, более эмоциональны, чем мужчины.

 — Некоторые православные женщины стараются одеваться как можно скромнее и вообще уделяют своей внешности минимум внимания. Очевидно, они считают греховным желание выглядеть привлекательно. Действительно такое желание тщеславно или оно для женщины естественно?

— Следить за своей внешностью — совершенно нормально. Но опять же, все зависит от того, в какой степени это поглощает внимание человека и с какой целью он это делает. Разумеется, с опрятным, ухоженным человеком приятно общаться.

А порой от внешнего вида даже зависит карьера.

Но если женщина наводит марафет и думает о том, как она, такая сногсшибательная, сейчас выйдет на улицу и все мужчины попадают в обморок от восторга, значит, она хочет быть в центре внимания, то есть тщеславится.

— Святые отцы были монахами и писали преимущественно для монахов, поэтому некоторые их советы мирянам понять трудно. Например, для борьбы с тщеславием они предлагали три основных способа: хранение уст, очищение помыслов и самоуничижение. Первые два понятны, но разве самоуничижение может быть полезно мирянину?

— Тут имеется в виду, что меня, допустим, кто-то оклеветал, а я не оправдываюсь. Можно же от этого отстраниться, можно сказать: Господь разберется. Когда сам начинаешь защищаться, это обычно ни к чему хорошему все равно не приводит. Вот и предоставьте Богу вас защитить.

Это может быть очень полезным опытом смирения, а смирение и отсутствие тщеславия — очень близкие вещи. Да, это горькое лекарство, но оно действует по принципу противоположности. Грех тщеславия врачуется смирением.

Главное — не заиграться и не впасть в то самое уничижение, которое паче гордости. Человек лукав.

— Вы сказали, что человеку, впавшему в прелесть, психология помочь не может. А с тщеславием стоит идти к психологу?

— Психологи не работают с тщеславием, как и вообще с грехами. Мы работаем с истерией. Например, психолог может объяснить человеку, какую реакцию вызывает его демонстративное поведение у окружающих.

Ведь над тем, кто постоянно требует внимания к своей персоне, сначала подшучивают, а потом он начинает раздражать. Если удастся показать человеку, как это выглядит со стороны, возможно, он что-то переоценит. Не сразу, естественно, а постепенно.

В психотерапии есть экзистенциальное направление, которое как раз ориентировано на разговор о ценностях, о смысле жизни, о свободе, об ответственности.

Подумай, зачем ты хочешь все время быть в центре внимания? Часто это желание бывает неосознанным, а когда человек его осознает, у него появляется возможность скорректировать свое поведение, переориентироваться на другие ценности, на дело, а не на выпячивание себя. Но, конечно, скромность должны закладывать родители в детстве.

Взрослому очень трудно преодолеть свое тщеславие. Тем более в секулярном обществе, где это не считается чем-то крамольным, а, наоборот, культивируется. Поэтому, кстати, мне как психологу с церковными людьми работать проще: они понимают, что тщеславие — грех.

— Нецерковный истеричный человек тоже может довести себя до состояния, подобного прелести. Он не возомнит себя молитвенником, но будет считать себя исключительным, сверхталантливым и вообще сверхчеловеком.

— В психологии это называется неадекватно завышенной самооценкой.

— Вы работаете с этим?

— К нам часто обращаются с заниженной самооценкой, а с завышенной почти не приходят. Вернее, приходят, но по другому поводу. Скажем, у человека конфликты со всеми вокруг — с коллегами, с домашними, с соседями. А что причина кроется в его неадекватно завышенной самооценке, он не понимает.

Начинаем анализировать, ищем причину конфликтов. Так можно докопаться до завышенной самооценки, до демонстративности, до тщеславия или гордыни. Как ни назови, это близкие состояния. Но со всеми надо говорить на понятном им языке.

Поэтому, работая с человеком неверующим, такими понятиями, как «гордыня», «тщеславие», не оперируешь. Но иногда психолог помогает верующему человеку увидеть свою духовную проблему. Помню, пришла ко мне на консультацию одна матушка.

Стали мы с ней раскручивать ее ситуацию, и вдруг она с удивлением говорит: «Так у меня гордыня?» — «Она самая», — говорю. «Пойду покаюсь», — сказала она.  Помочь увидеть корень проблемы — это функция психолога.

Тщеславие: определение в психологииГОРДОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ, ГНЕВ, БЛУД, СРЕБРОЛЮБИЕ, ЧРЕВОУГОДИЕ, ПЕЧАЛЬ, УНЫНИЕ – как жить? Как победить?

В издательстве “НИКЕЯ” вышла книга журналиста Леонида ВИНОГРАДОВА “О страстях и искушениях“. Автору удалось в одной книге собрать мнения, ответы и практические рекомендации ведущих христианских психологов (Н. Инина, Т.

Гаврилова, Д. Новиков, Л. Шеховцова, Б. Воскресенский, С.

Белорусов) о том, что такое страсти, как они рождаются, как управляют человеком, и каким образом человек может одержать победу в борьбе со своими страстями и искушениями.

Издательство “Никея” приглашает на презентацию книги Леонида Виноградова “О страстях и искушениях” 5 сентября 2015 года, в рамках ММКВЯ. Место проведения –  ВВЦ, павильон 75, стендC9D10. Начало мероприятия в 13.00.

Источник: https://foma.ru/tshheslavie-vnimanie-lyuboy-tsenoy.html

Тщеславие. Как оно проявляется и как с ним справиться?

Тщеславие: определение в психологии

Тщеславие — это стремление к пустой (тщетной) славе. Это один из больших недостатков человека, который очень портит жизнь, является причиной проблем. Самое главное, что человек, страдающий тщеславием, не понимает и не осознаёт этого. Чаще всего этот недостаток имеют творческие, талантливые, публичные люди.

Они стараются быть успешными во всех сферах своей жизни, занимать более высокую ступеньку в карьерной лестнице, превосходно выглядеть в глазах окружающих, занимать высокое положение в обществе.

Такие люди страдают жаждой популярности и славы (чаще всего незаслуженной), их амбиции переходят все границы. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, хвалили и славили.

Тщеславие является благодатной почвой для взращивания гордыни до невероятных масштабов.

Проявления тщеславия, его плюсы и минусы

  • К плюсам тщеславия можно отнести то, что в некоторых случаях оно становится помощником и двигателем для многих достижений человека, становится отправной точкой для некоторых полезных начинаний (начало учёбы, освоение профессии, защита диссертации и т.п.).
  • Один из огромных минусов этого человеческого недостатка — это то, что человек, который находится во власти тщеславия, старается только для себя. Достижения ему нужны как средство для получения признания людей, возможность выделить себя среди окружающих, гордиться собой.
  • Человек, зараженный тщеславием, бесполезен для общества. У него нет цели — принести пользу людям. Если у тщеславного человека и получается что-то полезное, то в итоге он всё равно он это оборачивает в свою пользу.
  • Тщеславный человек бесполезен, как для общества, так и для себя самого. Гордыня, тщеславие не вызывают эмоциональный отклик в душах окружающих людей. Они могут завидовать, даже восхищаться, но искренних чувств не проявляют к гордецу.

Признаки тщеславного человека

  • Он не воспринимает критику и агрессивно реагирует на неё, даже если она является правдой и критикующий желает блага тщеславному человеку.
  • Он с удовольствием принимает любые виды лести и не пресекает льстеца, а наоборот, упивается своей мнимой славой.
  • Тщеславный человек много говорит, но мало делает. Закручивает все события вокруг себя. Его слова и обещания расходятся с делами.

Советы, как уберечь себя от тщеславия

1. Как правило, тщеславие приходит рука об руку с каким-либо успехом. Не дайте ему вскружить себе голову, выслушивайте критику от людей, достойных уважения (учителей, руководителей и т.п.). Конструктивная критика поможет избавиться от излишней гордыни и поможет увидеть недостатки и слабые места в ваших достижениях, которые надо совершенствовать, над которыми надо работать.

2. Если у вас всё же присутствует стремление к славе, то обязательно определите, какой она должна быть, от кого вы стремитесь получить признание (авторитетные люди в данной области деятельности), за какие достижения (дела и их плоды).

Читайте также:  Что такое эффект плацебо и в чем он заключается

3. Помните о последствиях тщеславия и держите их перед глазами. Тщеславие всегда ведёт к разочарованиям, падениям, потому что человек не воспринимает свои слабые стороны, расслабляется, теряет связь с действительностью, адекватность.

Вокруг такого человека, как снежный ком, разрастается обман, появляются бесполезные прихлебатели, так как адекватным людям неприятно пребывать в таком обществе. Чаще всего за тщеславием следует праздность, лень, безответственность, а за ними — разочарования, неудачи.

И как следствие — падение человека в глазах общества. Об этом нужно всегда помнить.

4. Замените тщеславие и пустословие конкретными делами, ведущим к поставленной цели. Направьте всё своё внимание, энергию на достижение определённого результата, и вы выиграете борьбу с гордыней и тщеславием.

5. Вдумчиво определите свои мотивы для достижения цели. Помните, что они должны быть благородными, достойными уважения. Это позволит вам сохранить чистую совесть, самоуважение, моральное удовлетворение.

Каждый уважающий себя человек, в отличие от тщеславного, не требует прославления своих дел, не награждает себя сам за какие-то достижения, спокойно выслушивает критику и принимает мнение своих учителей, авторитетных людей, наставников. Достойный человек не упивается лестью и сладким обманом. Наоборот, ему важна критика экспертов в данной области деятельности, ему нужно знать о своих недостатках.

Тщеславные люди получают удовлетворение от лести, пустой славы. А достойные, уважающие себя люди — от достигнутого результата, от самого процесса достижения целей, от пользы, которую приносят плоды его труда.

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/nature/5288-tshcheslavie

Тщеславие: болезнь современности

Тщеславие – это желание выглядеть в глазах других людей лучше, потребность постоянно получать свидетельства собственного превосходства. Смежные понятия – спесь, гордыня, кичливость.

Что такое тщеславие

Если судить с одной стороны, то тщеславие выступает показателем нездорового самолюбия, а со второй — это желание превосходить остальных, что является мотивацией для роста личности. Скорее всего, природа немного переусердствовала с данным элементом эволюции.

Утверждение собственной значимости, дух соревнований прекрасно работают в качестве мотивации, если это не достигает уровня тирании и унижений. Стараться превзойти других, соблюдать правила игры и развивать себя – адекватная мотивация. Может, дело заключается в том, что мир одобряет личностное развитие.

Но люди хитры, они умеют обмануть себя, удовлетворяясь псевдоразвитием.

Это уже обман себя, деградация, когда личность «держит марку» не за счет развития личности своей, а за счет унижения других.

Тщеславие в религиях

В религиях тщеславие – это одно из проявлений гордыни, один из основных грехов. В Христианстве тщеславие считается греховной страстью, такой человек не почитает Бога, а угождает людям, чтобы удовлетворить самолюбие.

В Иудаизме тщеславие вместе с завистью и вожделением подталкивает к развитию, что косвенным путем ведет людей к духовному исправлению, невзирая на отрицательные проявления данных качеств.

Тщеславие – обман себя

Тщеславие – это возможность самообмана, получение радости и счастья от иллюзорного величия. На давней стадии оно трансформируется в манию величия. Тогда людям без оснований кажется, что они могущественны, гениальны. Это тщеславие унижения.

Тщеславие: определение в психологии

Иногда, если человек просит ему помочь, или ему предлагают помочь другие самостоятельно, он испытывает унижение. Ведь в мыслях засел штамп, что помощь нужна только слабым, ненормальным людям. Другим гордецам не нужна помощь, даже когда она поможет спасти жизнь других людей. Люди не видят того, как чувство собственного достоинства становится ничтожностью, подпитываемого гордыней.

Такие личности радуются неудачам, боли других людей, трансформируются в вампиров, сосущих энергию. Они ищут больное место других, чтобы чувствовать власть.

Сторонние критики в данном случае часто для личности кажутся опасными, будто они смогли разгадать тайну униженного, увидеть секрет душевной раны.

Чем старее ситуация, тем больше напряжения испытывает человек, ему труднее общаться с остальными. В этом случае важна помощь психолога.

Тщеславие в современности

В наше время тщеславие играет большую роль. Наша цивилизация строится на утверждении собственного превосходства. Достаточно вспомнить детский возраст. Детям больше нравятся герои из рассказов, которые умели тешить самолюбие.

Даже сказка Пушкина о зеркальце говорит об этом. Горделивая царица поверила зеркальцу, что она лучше других. И вокруг ее низкой самооценки закрутились события сказки.

Психика царицы не выдержала заявления, что молодая царевна белее и прекраснее нее. В «Золушке» героиня выбралась сразу наверх, к принцу. Барби живет в богатстве и гламуре всю жизнь.

Примеров великое множество, их можно долго перечислять.

Но истинными мастерами в таком непростом деле возвеличивания собственной личности становятся люди на пути, если отказываются от гордыни, но при этом тешат именно ее. Используя самые изысканные и изощренные способы.

Именно по этой причине большую роль в воспитании играет поддержка адекватной самооценки ребенка. Несформированное сознание пока не способно осознать двойственность действительности. Травмы, которые получены в раннем возрасте, остаются в подсознании, они преследуют личность на протяжении всей жизни.

 «Лайки» правят миром

Современное сумасшествие и агрессия скоро поглотят мир. На сегодняшний день тема популярности встречается все чаще и чаще, «лайки» управляют миром, тщеславие не чуждо никому.

Источник: https://sunmag.me/sovety/20-01-2014-tshheslavie-bolezn-sovremennosti.html

Что отличает тщеславного человека? – 9psy.ru

Значение этого понятия знает почти каждый, но давайте обсудим его подробнее.

Каждый человек в какой-то мере хочет выглядеть лучше других, развиваться и самосовершенствоваться. Это может быть рассмотрено как единственная мотивация к саморазвитию, так и признаком нездорового самолюбия.

Обычно, желание хорошо выглядеть перед социумом, показать свое превосходство или самоутвердиться за счет кого-то называют тщеславием.

Оно возникает, когда человек потерялся в жизни, он не знает чем ему заняться, ищет смысл своего существования, а если не находит, то находится в состоянии подавленности и неудовлетворенности.

Определение: Тщеславие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающаяся желанием слышать от других людей лесть.

Чаще всего тщеславие проявляется, когда человек хочет достичь определенных высот, но понимает, что он до них не дотягивает.

Он чувствует, что в данной области его труды напрасны, но из-за собственной трусости он не стремится ничего изменить в своей жизни.

Он начинает убеждать себя и окружающих, что занимает именно свое место в обществе и ищет поддержку в других людях, обманывая в первую очередь самого себя.

Плохо или хорошо

Рассматривая тщеславие, с одной стороны, можно сказать, что оно является основным инструментом, которое стремиться к достижению своей цели. К примеру, если человека похвалили заслуженно, то он принимает похвалу. Она добавляет ему уверенности в собственных силах, позволяет открыть в себе новые таланты и вдохновляет его двигаться вперед к успеху.

Другая сторона – это способ достижения цели. Если человек забывает о семье, здоровье и жизненных ценностях, то кроме собственной персоны его ничего не будет уже интересовать. А у таких людей практически не бывает друзей и приятелей.

Тщеславный человек очень зависим от мнения окружающих. Его мнение – это мнение большинства. Он пытается любыми способами привлечь внимание окружающих его людей к себе. Человек забывает о развитии своих духовных и интеллектуальных знаний, его ценностью становится тщеславие.

Иногда тщеславные люди получают удовольствие от того, что к ним относятся пренебрежительно или вовсе ненавидят. Главная цель достигнута – на них устремлено всеобщее внимание.

Тщеславие: определение в психологииМожно ли избавиться от тщеславия?

Если эту проблему рассматривать глобально, то для того, чтобы избежать чрезмерного тщеславия, необходимо быть честным с самим собой. Именно честность и своевременная тактичность сможет принести уважение всех окружающих.

Не менее важным помощником в решении данной проблемы выступает настоящий и верный друг. Только он сможет дать нужный совет или повернуть ваши мысли в правильном направлении. Если случилось так, что такого человека нет, то главным из принципов вашей жизни может быть фраза: “Будь осторожен к тем людям, которые тебя хвалят. Они могут обманывать тебя, даже сами об этом не догадываясь”.

В таком случае следует опасаться откровенной и необоснованной лести. У людей могут быть различные причины, чтобы похвалить вас.

Может быть, они сами хотят самоутвердиться от чрезмерной заинтересованности в вашей персоне.

Или они преследуют определенные цели (желание добиться симпатии с вашей стороны или расположить вас к себе для получения какой-либо выгоды и т.д.). Именно поэтому беспрестанно нахваливают вас.

Еще одним способом в избавлении от тщеславия является трудолюбие. Начните заниматься продуктивным трудом, развивайтесь в своей трудовой сфере деятельности и забудьте о лени. Только так вы справитесь со сложившейся ситуацией.

Следует помнить о том, что тщеславный человек в глазах окружающих людей выглядит очень смешно и жалко. Лучше сдержать в себе заслуженную похвалу и не выглядеть посмешищем в глазах других, чем допустить минутную слабость и занимать не самое успешное место в социуме.

Рекомендуем ознакомиться:  Все о силе воли и способах её развития

Источник: https://9psy.ru/lichnostnyj-rost/chto-otlichaet-tshcheslavnogo-cheloveka

Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.

Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.

Тщеславие — это потребность в тщетной славе

Тщеславие – это отрицательное качество личности, которое выражается в болезненной потребности доказывать свое превосходство, получать похвалу от окружающих, добиваться славы и почестей.

Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава. В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.

Близкие по значению слова (синонимы) — гордыня, спесь, высокомерие, кичливость, бахвальство, надменность. Слова-антонимы (что это?) – простота, скромность, смирение.

Истоки тщеславия в человеке

По мнению психологов, тщеславие – это порождение нездоровой самооценки.

И зачастую в случае неправильного воспитания предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.

Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.

Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться, ощущать свое превосходство.

Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.

Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.

Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.

Испытав хотя бы один раз эйфорию (что это?) от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной, преходящей.

Отношение к тщеславию в религии

Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.

Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!

Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня. Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.

И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми, но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.

Проявления тщеславия в характере и поступках

Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.

Главные признаки тщеславия:

  1. Нетерпимость к критике.
  2. Зависимость от чужого мнения.
  3. Стремление находиться в центре внимания.
  4. Подверженность лести.
  5. Болтливость, несоответствие слов и поступков.

Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление. Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.

Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.

Как бороться с тщеславием

Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности:

  1. Адекватная самооценка.
  2. Способность воспринимать конструктивную критику.
  3. Чувство юмора и самоирония.
  4. Любовь к своему делу.
Читайте также:  Психопатия у женщин: симптомы, виды и примеры

Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать льстивые комплименты. Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.

К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса, нет помышляя о шумихе и публичности.

И все же, как уберечься от тщеславия в случае громкого успеха? Как не поддаться искушению и не вознестись на крыльях гордыни?

Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.

Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Тщеславие: определение в психологии

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tshcheslavie-chto-ehto-takoe-znachenie-slova.html

Тщеславие Тщеславный

       Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

       Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. — Вот, я — свободный шар, лечу, куда хочу.

А вы — рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной — мелочь пузатая, — говорил он, раздувая щёки.

Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

        В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества.

Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех.

К сожалению,  людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

        Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив.

Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”.

А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения.  Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

     Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей.

Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям».

«Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, — они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

     Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет.

Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет.

Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

      Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем.  Он  смотрит на него, как на заморскую диковинку.

Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате.

Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым.

Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

      На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности.

С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент.

И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

     Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

      Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств.

Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей.

Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства.

Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

       Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал.

Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями.

Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

      Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия.

Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели.

Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В.

Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога.Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

        Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом.  «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».  Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою.

Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

      Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно  требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики.

Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать.

Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

       Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым.

Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество.

Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты.

  Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

      Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В.

Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство».

Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам.

  «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

              Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир.  Ф.

Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий.

  Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой.

Тщеславие  заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью — добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать:
«Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».

Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

        Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

        Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума».

Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст.

Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости,  человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

       В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной.

Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали.

Читайте также:  Перфекционист это кто: определение и признаки

Он спасал их от нищеты и голода.

        Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность —  отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот.

В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок!”.  А ненавистный порок, скорее всего, скромность.

Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.

Давайте в скромных позах постоим».

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/tshheslavie/

Тщеславие. Что это такое и как оно проявляется?

Бывает так, что тщеславие является двигателем многих достижений в жизни и даже иногда может запустить весьма полезные для жизни начинания. Например, благодаря честолюбивым посылам человек может начать учиться, осваивать профессию, защищать диссертации и т. д.

Однако есть в тщеславии несколько моментов, которые не позволяют позитивно о нем отзываться, несмотря даже на некоторые плюсы.

Если человек делает что-то, движимый тщеславием, то он старается в первую очередь для себя, все достижения нужны не как самоцель, а как средство. Чтобы гордиться собой, выделить себя среди окружающих, получить призвание.

А значит само дело, затеянное с таким посылом, будет в лучшем случае бесполезным (ведь нет цели, чтобы принести кому-либо пользу) или даже вредным.

Далеко ходить не надо, пример Второй мировой войны показывает, как жажда превосходства может иметь разрушительные последствия.

Но это пример глобальный, а каждый отдельный человек, имеющий тщеславие, по-разному реализуется в окружающем мире. В этом смысле тщеславный человек, скорее, бесполезен для общества, у него просто другая цель.

Если он и делает что-то полезное, то, в конце концов, оборачивает это в свою личную пользу.

Однако также можно сказать, что тщеславный человек бесполезен и для себя самого. Увы, тщеславие, желание выделить себя и гордиться собой не приносит искренней любви окружающих.

Люди могут восхищаться, максимум завидовать такому человеку, но живой эмоциональный отклик тщеславный человек снискать не в состоянии, поскольку его посыл не касается этой сферы изначально.

В итоге наш гордец может получить вожделенные преимущества, успех, но не больше.

Как маскируется тщеславие?

Далеко не каждый человек при всем своем стремлении достигает славы, известности и успеха. Таких людей единицы. Гораздо больше тех, кто мечтает об этом, чаще всего даже не отдавая себе в этом отчет, но в реальной жизни не достигают задуманного.

Вот тогда у человека появляется противоположность тщеславия — чувство ущемленности. Появляется ощущение, что окружающие не оценили, что можно было бы достичь большего в жизни, плюс чувство неудовлетворенности.

Обычно такой человек часто мечтает: вот если бы сложилось по-другому, если бы мне повезло, я бы… И иногда чувство ущемленности становится постоянным эмоциональным фоном.

Что это, как не обратная сторона тщеславия? Ведь если бы не оно, то откуда бы взялось чувство ущемленности, не было бы планки, по отношению к которой она бы возникла.

Так что реально тщеславных людей намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Можно ли выйти за границы тщеславия?

Многих людей, мечтавших об известности и успехе в жизни, вполне удовлетворяет их судьба. Они добились если не всего, о чем мечтали, то, по крайней мере, части желаемого, и не хотят ничего менять в своей жизни. На что, конечно, имеют полное право.

А как быть тем, кто понял, что в тщеславии есть свои минусы, возможно, пресытился, хочет выйти за его рамки и устанавливать другие отношения с людьми? Ведь есть и другие варианты взаимодействия с окружающими, основанные на большем уважении, искреннем участии и получении глубокого подлинного удовлетворения от своей деятельности.

К сожалению, здесь невозможен однозначный рецепт. У каждого свой путь получения опыта в этом мире. Можно описать лишь общие направления, в которых меняется мышление человека, если он перестает жить тщеславием.

Во-первых, начинают признаваться не только собственная ценность и важность, но и то, что любой человек также ценен и важен. Второе — смещается акцент со своей личной выгоды, достижений, желания успеха на ту пользу, которую реально возможно принести окружающим. Меняются ценности, мировоззрение и многое другое…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/68516/

Тщеславие

Тщесла́вие — ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.

Является ли тщеславие формой психологической зависимости?

По своему внутреннему характеру тщеславие является страстью. Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.

Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.

Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.

Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении.

Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).

«Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный гордец находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди: ах, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!

Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и раскаяние. В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!

Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей.

Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он — грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?

Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит похвал. Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.

Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего.

Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские»

Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти: Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

  • ***
  • митрополит Сурожский Антоний
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

…В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия.

Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец.

Но в тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили.

И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд.

И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны.

И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду.

Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них.

И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие.

Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи.

И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.

***

От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. (Иез. 28:17)

Ищущий славы то вдруг от радости поднимается вверх, то снова легко погружается, бывает всегда в тревоге и никогда в покое. Ты пришел на площадь и обратил на себя внимание присутствующих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рассеявшийся дым. Отчего же мы так пристрастны к вещам ничтожным? Какое безрассудство! Какое безумие!

Другие страсти, хотя заключают в себе большой вред, но, по крайней мере, приносят и некоторое удовольствие, хотя и временное и короткое… но обладаемые страстью тщеславия всегда живут жизнью горькою, лишенною всякого удовольствия. Ибо они не достигают того, что так любят… Потому и сама страсть эта называется не славой, а тщеславием… Она тщетна и не имеет в себе ничего блистательного и славного. Святитель Иоанн Златоуст († 407)

  1. Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем. Преподобный Максим Исповедник (†662)
  2. В тщеславную душу снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее. Преподобный Исаак Сирин (VII век)

Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех. Игумен Никон (Воробьев)

См. СМИРЕНИЕ, ГОРДОСТЬ

Источник: https://azbyka.ru/tshheslavie

Ссылка на основную публикацию