Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Изменения в социально-психологическом поведении детей дошкольного и школьного возраста в современном обществе ведут к вовлечению несовершеннолетних граждан страны в противоправную деятельность.

Многие дети не видят тонкой грани между правильным и неправильным. Происходит смещение ценностной ориентации в сторону асоциальной деятельности.

Что же такое девиантное поведение и почем им страдают дети, как оно проявляется?

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияДевиантное поведение проявляется в нарушении запретов

Суть и понятие девиации

В современной социологической науке, девиантное поведение охарактеризовано, как действие или поступок, несоответствующий нормам и правилам общества. Иначе можно сказать, что девиантное поведение – это одна из форм человеческого поведения, отклоняющаяся от следования общепринятым стандартам общества.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Ключевым моментом или исходной точкой для характеристики девиантного поведения является общественная норма, то есть стандарт или предел дозволенности в поступке и действии.

Отклонения от общественных стандартов могут быть следующими:

  • позитивными, то есть поступки, направленные на улучшение или «украшение» устаревших правил поведения, связанные, прежде всего, с творчеством;
  • негативными, то есть поступки, влекущие дезорганизацию общепринятых стандартов.

Еще одним видом отклонения детей школьного и дошкольного возраста от общественных правил является протест, открытое непринятие стандартов и норм.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияДети с девиантным поведением не имеют друзей

Иначе говоря, девиация – это результат нежелания ребенка приспосабливаться к общественным правилам, адаптироваться в социуме. Такое принципиальное несоблюдение правил ведет к провалу в становлении личности и социализации в целом.

Типология поведения

Девиантное поведение подразделяется на виды по степени наносимого вреда личности ребенка, обществу и социальным группам.

  1. Поведение деструктивного вида. В данном случае вред наносится только личности не подчиняющегося ребенка. В эту группу можно включить такие отклонения, как мазохизм, накопительство и конформизм. Подобным поведением дети наносят вред лишь себе.
  2. Поведение асоциального вида, когда отклонение от правил наносит вред социальной группе и самой личности. К социальным группам относится семья, друзья, сверстники.
  3. Противоправные действия, которые подразумевают нарушение, как физических, так и моральных правил. Дети дошкольного возраста проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, что может выражаться словесно и физически.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияДевиантные дети часто ругаются матом

Дети с девиантным или неправильным поведением способны на следующие действия:

  • применение физической силы (удары, толчки, укусы);
  • словесная атака (грубость).

Причинно — следственные связи

Девиантное поведение детей – сложная проблема, которая может обуславливаться несколькими факторами, находящимися в тяжелом взаимодействии и сплетении. На возникновение отклонений в поведении детей влияют такие факторы, как наследственность, окружение человека, воспитание, самостоятельное практическое познание.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияПроявления девиантности подростков

Существует пять главных факторов, отвечающих на вопрос о том, почему у детей проявляется девиантное поведение.

Неблагоприятные анатомические или физические особенности человеческого организма, которые затрудняют адаптацию в обществе, относятся к биологическим факторам возникновения отклонений в поведении детей дошкольного возраста.

Стоит отметить, что речь идет не об определенной генетике, являющейся причиной девиантного поведения, а о факторах, которые требуют, как педагогической коррекции, так и медицинского воздействия.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияВ неблагополучных семьях дети имеют девиантное поведение из-за физиологических нарушений

Сюда можно отнести:

  • наследственные, способные передаваться от ближайших родственников. В данную группу входят нарушение интеллектуального развития, слуха, зрения, внешние дефекты тела и нарушенная работа нервной системы;
  • психофизиологические, которые связаны с влиянием на организм ребенка внешних раздражителей, стрессовых ситуаций и конфликтов (в семье, со сверстниками);
  • физиологические, к которым относятся речевые дефекты, внешние дефекты лица и тела, что вызывает отрицательные отклики со стороны окружающих.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияХарактеристики семей с девиантными детьми

Психологические факторы

К психологическим факторам возникновения отклонений в поведения детей дошкольного возраста относятся психопатия и акцентуация определенных черт характера.

Возникают подобные нарушения из-за расстройств нервной системы, психических заболеваний, неврастении, повышенной нервной возбудимости или гиперактивности ребенка.

Все это приводит к неадекватной реакции детского организма на стандарты и правила, принятые в обществе.

Этапы становления личности человека характеризуются формированием определенных психических качеств, черт характера. К примеру, у ребенка дошкольного возраста можно наблюдать две стадии развития личности: отстранение от социальной нормы или приобщение к общепринятым правилам.

Если дети чувствуют заботу и внимание со стороны родителей, то, скорее всего, преобладать будет стадия приобщения к обществу. Но отсутствие ласки и заботы ведет к детскому отчуждению.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияКачества подростков с девиантным поведением

Характерные реакции детей, к примеру, протесты или отказы, являются результатом отрицательно эмоциональных или негармоничных отношений в семье между родителями. Неправильное формирование системы ценностей у ребенка ведет к тому, что сфера интересов сужается, принимая насильственную нестандартную направленность в действиях.

Девиантное поведение подростков и детей дошкольного возраста выражается в инфантилизме, скудности словарного запаса, преобладании развлекательного интереса.

Профилактические и коррекционные меры

Основная проблема девиации заключается в том, что ребенку сложно контролировать себя и правильно общаться со взрослыми и сверстниками. С педагогической и психологической точки зрения, для устранения эмоционального искажения в поведении крохи, необходимо преодолеть следующие этапы:

  1. Сформировать у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Закрепить освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения.
  3. Выработать навык правильного общественного поведения.
  4. Обучить малыша правильной оценке свой личности, контролю за эмоциональным состоянием.
  5. Развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с людьми.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияПрофилактика девиантности — способы

За основу коррекционных методов исправления поведения взяты виды деятельности, интересующие детей дошкольного возраста. Основным видом является именно игра. Правильное развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подразумевает применение следующих видов деятельности:

  • подвижная игра;
  • инсценировка «сложно разрешимой ситуации»;
  • словесные игры с движениями;
  • танцы и исполнение песен;
  • чтение художественной литературы.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияПривлечение к интересным делам — один из способов профилактики

Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.

Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.

Главное в общении с девиантными детьми — терпение

Дети дошкольного возраста – главный объект неудачных педагогических экспериментов, происходящих из-за недостаточного уровня психологической и педагогической осведомленности взрослых.

В результате у детей дошкольного возраста возникает определенная форма девиантного поведения, которая, без специальной коррекции, сохраняется в подростковом возрасте.

По мере взросления малыша бороться с девиантным поведением гораздо сложнее, поэтому важно устранить проблему на раннем этапе.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/deti-s-deviantnym-povedeniem.html

Девиантное поведение у детей: причины, признаки и психолого-педагогическое сопровождение

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом.

Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур.

А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них.

В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана.

Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияМедико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

  1. Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияНеблагополучная обстановка в семье – отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.
Читайте также:  Алкогольная депрессия: причины, признаки и лечение

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияМолодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста.

И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим.

Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство – неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями – подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).
  3. Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияНесоциализированное расстройство – сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство – наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение – проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

  • Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различияформирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Источник: http://depressio.ru/drugie-bolezni/rasstroystva-lichnosti/395-deviantnoe-povedenie-detej.html

Девиантное поведение детей и подростков

Есть много разных терминов, которые по сути обозначают одно и то же — девиантное поведение.

Если вы слышите «отклоняющееся , асоциальное, антисоциальное поведение», «расстройство поведения», «семейная дезадаптация», «социальная дезадаптация» — то все это об одном: подросток нарушает некие принятые в обществе нормы, порой не только нравственные, но и правовые, и не соответствует требованиям семьи, школы и общества в целом.

Как проявляется девиантное поведение

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные.

В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки.
Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Причины девиантного поведения

Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания.

К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.).

Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков.

Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка.

  • Условия риска могут быть связаны с различными сферами жизни.
  • В семье это:
  • антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
  • неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
  • нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
  • физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).
    Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

В школе это:

  • приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
  • сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
  • ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.

Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так:
1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе.
2.

Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил.
3.

Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом.

4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов. Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины, его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения.

В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи. Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их.

У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет, он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.

Профилактика девиантного поведения

Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание как на семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье, так и на психологическую атмосферу, окружающую их чадо в школе или детском саду.
Важно создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности.

Читайте также:  Проблема интеллигентности в современном обществе

В то же время необходимо обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено.

Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, на основе каких принципов они воспитывают своих детей, каких целей пытаются достичь, и эффективны ли их способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред.

Не менее важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям, ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.

Необходимо также учитывать и выяснять мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания в тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом.

В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
Также очень важно обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.

Большую помощь детям в развитии эмоционального и социального интеллекта родители могут оказать, разъясняя эмоциональные состояния их и других людей в ситуациях взаимодействия: что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п.

Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми.

Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше — а значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать нарушенным способом.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.
Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.

Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.

Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.
В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.

Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения.

Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально положительным способом.

Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Если вам или вашим детям требуется психологическая помощь, позвоните по тел.: +7 (812) 903-85-03 и запишитесь на прием к психологу в СПб!

Источник: https://cfc-perfect.ru/blog/deti-podrostki/deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov/

Особенности девиантного поведения детей и подростков

03.05.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет девиантное поведение детей и подростков.

В наше время, все больше молодежи подвержено разрушающему влиянию интернета, нахождение в котором может вести к деградации личности.

Мы рассмотрим, какие причины возникновения девиаций в подростковом возрасте. Вы узнаете методы борьбы с этим состоянием.

Девиантность у детей и подростков

Поведение подростков продиктовано желанием «я хочу», он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно – противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней — стать выше ростом, иметь большие мускулы.

Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами.

Кто-то уходит в подполье, таких детей называют «белыми воронами», кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное — ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный — малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный — ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Категории девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм — категория аморального поведения девиантности

  1. Антисоциальное. Проступки основаны на нарушении правовых норм, общественного порядка, запрещенные законом. Для подросткового возраста — это кражи, вандализм, хулиганское поведение, торговли наркотическими средствами, насилие.
  2. Аморальное поведение.

    Действия, которые связаны с нарушением морально — нравственных норм, они угрожают нормальным межличностным отношениям. Для подростков характерно бродяжничество, употребление наркотиков, агрессия, алкоголизм, нарушения сексуального характера.

  3. Саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение.

    Действия, которые связаны с нанесением вреда самому себе. Для подростков характерна компьютерная, химическая и пищевая зависимость, а также суицидальные наклонности.

Отдельно рассматривается склонность к суициду, которая может являться следствием, как асоциального образа жизни, так и деструкции.

Подросток может начать задумываться о самоубийстве по многим причинам:

  • наркотическая зависимость;
  • сильно заниженная самооценка;
  • постоянные конфликты, ссоры в семье;
  • алкоголизм;
  • помутнение рассудка;
  • отказ от интима.

Причины девиантности

Большое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Методы коррекции

Ребенок должен понять, что поступает неправильно.

Нужно научить его правилам и законам, принятым в обществе

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром.

Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Профилактика

Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка.

    Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.

  2. Правильная организация свободного времени.

    Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.

  3. Психологические тренинги.

    Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.

  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни.

    Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних.

Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Особенности девиантного поведения детей и подростков Ссылка на основную публикацию Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/emocii/deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov

Девиантное поведение детей и подростков

Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение определяется тем, что оно всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий с распространенными в обществе нормам и правилам поведения.

Каждая социальная группа определяет свои правила поведения, стереотипы и установки, а также ценностные ориентации, которые должны поддерживаться членами группы.

в противном случае, это может привести к тому, что человек будет признан неадекватным, наказан или изгнан из общества.

Сущность девиантного поведения ориентирована на понятие нормы.

Определение 1

Социальная норма является исторически сложившейся мерой допустимого поведения отдельной личности, более широкой социальной группы или организации в целом.

Социальные нормы возникают как результат отражения в сознании личности объективных закономерностей функционирования общества. В желании соответствовать им, человек стремится освоить правила этикета, нормы морали и юридические нормы. Они помогают человеку регулировать свое поведение, избегать возможных нарушений и, как следствие, осуждения со стороны других членов общества.

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальные нормы выполняют следующие функции:

  • Функция оценки и ориентации личности и общности;
  • Функция регулирования поведения и социального контроля за поведением человека.

В обществе существует множество примеров того, как отклоняющееся поведение могло регулироваться именно благодаря социальным нормам и санкциям.

Это значит, что коррекция поведения происходит тогда, когда человек сам начинает его регулировать и осознает свою ответственность перед обществом.

Это помогает ему избежать множества проблем, адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, не чувствовать себя изгоем.

В социологии девиантного поведения следует выделить несколько направлений, которые определяют причины его возникновения. Так, в начале 20 века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиантного поведения человека.

Так, исследователи отмечали, что между преступным поведением и биологическими особенностями человека есть прямая связь. Р.

Мертон определял девиантное поведение через аномию, которая может считаться причиной несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые человек использует для их достижения.

Специфика девиантного поведения детей и подростков

Эмоциональная незрелость является основной причиной девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Дети и подростки еще не умеют контролировать свое поведение, из-за чего присутствует несоизмеримость желаний и возможностей в их удовлетворении.

Им очень легко внушить ложные ценности, которые откладываются в их податливой психике. В дальнейшем такое поведение довольное сложно отрегулировать и скорректировать, так как человек уже привык вести себя таким образом, и не принимает другие нормы и ценности.

Замечание 1

Подростков, чье поведение отклоняется, принято называть трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка рассматривается в качестве девиации. Она является одной из сторон такого явления, как изменчивость, что присуща каждому человеку, и той окружающей обстановке, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность.

Социальная сфера довольно быстро меняется, а эти изменения отражаются в поведении самого человека. Девиации могут включать в себя такие типы поведения, как:

  • Девиантное поведение;
  • Делинквентное поведение;
  • Криминальное поведение.

Девиантное поведение – это один из вдов отклоняющегося поведения, которое можно с уверенностью назвать антидисциплинарным.

Типичными проявлениями девиантного поведения у детей и подростков можно назвать следующие: неблагоприятные поведенческие реакции, агрессия, вызов обществу, бунт, попытки суицида, пьянство, применение наркотических и иных запрещенных средств, уклонение от учебы, антиобщественные действия сексуального характера.

В детском и подростковом возрасте человек воспринимает мир совершенно иначе, это мешает ему адекватно реагировать на некоторые события, которые во взрослом возрасте считаются менее значимым и фатальными.

Делинквентное поведение детей и подростков выражается в повторяющихся асоциальных поступках. Затем они складываются в достаточно устойчивый стереотип действий, по которому человек действует уже в более сознательном возрасте.

Поступки нарушают правовые нормы, но при этом не предполагают уголовную ответственность из-за небольшой общественной опасности. К тому же, ребенка достаточно сложно привлечь к уголовной ответственности, если он не достиг совершеннолетия.

Следует выделить несколько видов делинквентного поведения: агрессивно-насильственное поведение, корыстное поведение, выражающееся в распространении и продаже наркотических веществ.

Девиантное поведение детей и подростков имеет свои особенности. В первую очередь, это связано с возрастными особенностями человека. В детском и подростковом возрасте человек воспринимает все совершенно иначе, и по этой причине он не может до конца адекватно оценивать ситуацию.

В связи с этим мир кажется искаженным, скучным, и ребенок (подросток) стремится к тому, чтобы изменить его. Для этого он начинает совершать поступки, которые противоречат общественным нормам и ценностям, в связи с чем привлекает к себе внимание, но исключительно с негативной стороны.

Ребенка сложнее привлечь к ответственности в связи с его возрастом, из-за чего он испытывает чувство безнаказанности и, как следствие, чувство того, что ему позволено вести себя именно таким образом.

Поведение в данном возрасте нуждается в тотальной корректировке, иначе в более зрелом возрасте человек начнет совершать более опасные поступки, которые могут принести вред не только ему, но и окружающим его людям.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/otklonyayuscheesya_povedenie_traktovki_otklonyayuschegosya_povedeniya/deviantnoe_povedenie_detey_i_podrostkov/

Ссылка на основную публикацию