Девиантное поведение: понятие, причины и особенности

02.05.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют особенности девиантного поведения у людей. Вы узнаете, как оно проявляется. Вам станут известны факторы, которые влияют на возникновение этого состояния.

Определение понятия

Девиантное поведение — то, которое противоречит общепринятым нормам в обществе

Девиантное поведение — это совершение поступков, противоречащих нормам этики, морали и общепринятым законам. Данное состояние не является болезнью, считается, что человеку под силу измениться в любой момент.

Понятие девиантного поведения может трактоваться по-разному, основываясь на знаниях психологии, медицины и социологии.

  1. Социологическая точка зрения. Угроза физического или социального выживания в коллективе или в обществе. Девиантность в данном случае рассматривается, как нарушение личностью нравственных ценностей и социальных норм.
  2. Точка зрения психологии. Отклонение от нравственных и общепринятых норм, когда человек наносит вред окружающим, себе или обществу.
  3. Определение из медицины. Нарушение морально — нравственного поведения, когда человек говорит или поступает неправильно при наличии нервно-психического заболевания.

Существует распределение на негативную и положительную реакцию в ответ на девиантность.

  1. В первом случае происходят разрушающие, дисфункциональные, дезорганизующие поступки.
  2. Во втором — человек наносит разрушение, однако, ради творчества, созидания или прогресса социума.

Различают первичную и вторичную девиации.

  1. Первичная. Группа отклонений, которая не одобряется окружением, однако, и не осуждается. Человек, имеющий отличия в своем поведении не считает себя нарушителем общепринятых правил. Сюда относятся случаи, когда употребляются алкогольные напитки или имеет место агрессивная манера общения. Поначалу данное состояние не вызывает осуждения, но со временем к нему приводит.
  2. Вторичная. Поведение индивида признается обществом недопустимым, отклоняющимся от принятых норм, прав, морали, социальных шаблонов и стандартов. Человек признается нарушителем общественного устоя, осуждается. Такое поведение часто проявляется тогда, когда желаемые цели не соответствуют возможностям. В такой ситуации люди прибегают к незаконным, аморальным, плохим поступкам. Например, желание заполучить, как можно больше денег сподвигает на воровство или на работу в сфере интима.

Касательно вопросов существования девиантного поведения сформировалось три концепции:

  • социологическая – Дюркгейма;
  • физиологическая – Ломброзо;
  • психологическая – Фрейда.

Девиантность может иметь разные типы проявлений, основанные на различных факторах, которые их провоцируют.

  1. Психиатрическая — предшественник психических заболеваний.
  2. Этнокультурня — не вписывается в рамки отдельного общества на основании национальных или расовых особенностей.
  3. Профессиональня — происходит отказ от идентификации с одноклассниками, одногруппниками или коллегами.
  4. Социальная. Поведение рассматривают в виде совокупности действий, поступков, которые несут в себе потенциальную угрозу для социума.
  5. Гендерная. Сексуальные девиации, нарушение гендерного поведения и ролей.
  6. Психологическая. Деградация индивида, личностный конфликт, фрустрация, отказ от развития, начало саморазрушения.
  7. Возрастная. Поведение личности не соответствует возрасту.

Почему возникает

Неравенство слоев населения может влиять на развитие девиантности

Предлагаю Вашему вниманию основные причины развития девиантностей.

  1. Биологические особенности человека, генетические отклонения, специфика физических черт.
  2. Социальные кризисы, последствия рассогласования жизненного опыта человека и принятых норм.
  3. Психологические особенности — проблемы психического характера, умственная отсталость, аддикция, пристрастие к пагубным привычкам.
  4. Невозможность следовать общепринятым нормам. Ведущие цели современного мира – это богатство и успех. Отсутствие возможностей заполучить желаемое стандартными средствами приводит к выбору незаконного пути достижения цели.
  5. «Зараженность» плохим нормам средних и высших слоев населения от низших.
  6. Туманность норм мотивации. Человеку говорят ставить ценности общества превыше своих, или делать что-то лучше, чем он делал это ранее.
  7. Неравенство слоев населения также порождает развитие девиантности.
  8. Конфликтное столкновение между различными культурами.
  9. Социальные, природные и техногенные катаклизмы пагубно влияют на психику человека, усиливают неравенство в обществе.

Характерные признаки

Постоянное нарушение норм — признак девиантности

Существует две основные особенности наличия девиантности.

  1. Основным проявлением любого отклонения в поведении является постоянное нарушение норм, принятых в социуме, негативная оценка общества, которая нередко вызывает возникновение стигматизации, навешивание ярлыков, клеймение (алкоголик, зэк, проститутка).
  2. Отхождение от социальных стандартов, несоответствие правилам, признанным в социуме. Однако, необходимо учитывать тот факт, что социальные нормы с течением времени могут изменяться. Например, то, как на сегодняшний день общество относится к сексуальным меньшинам.

Не все девиации проявляются таким образом. Для выявления некоторых из них, необходимо знать о наличии второстепенных признаков. Характеристика девиантного поведения включает в себя следующие проявления.

  1. Дезадаптация в социуме. Чем больше одобрения направляется на человека, тем комфортнее он себя чувствует и наоборот.
  2. Деструктивность. Индивидом наносится урон себе или близким. Нестандартное поведение всегда имеет разрушающий характер. Может действовать аутодеструктивно или деструктивно в зависимости от формы.
  3. Действия, которые многократно повторяются. Человек может, не осознавая того, снова и снова совершать проступок под влиянием определенных факторов. Мелкие нарушения приводят к более разрушительны. Например, ребенок начинает тянуть деньги из кармана родителей, затем воруют у своих одноклассников, потом нападает на прохожих.
  4. Медицинские нормы — перерастание девиации в психологическую патологию. Например, частое употребление спиртных напитков в алкоголизм.

Меры предосторожности

Профилактика девиантного поведения включает в себя специальные тренинги и беседы с людьми, которые проявляют определенные склонности

Профилактические мероприятия в себя включают ряд действий.

  1. Работа в больницах и поликлиниках.
  2. Профилактические беседы в вузах и школах.
  3. Организация собраний для активной молодежи.
  4. Работа с неблагополучными семьями.
  5. Беседы с беспризорниками.
  6. Профилактические действия при помощи СМИ.
  7. Особенно эффективно является профилактические мероприятия, направленные на борьбу с девиантным поведением детей и подростков.

Выделяют три типа профилактических мероприятий девиантности.

  1. Первичная. Устранение отрицательных факторов, повышение устойчивости индивида к их воздействию. Профилактика направлена на молодежь, подростков и детей.
  2. Вторичная. Коррекция выявленных факторов и условий, которые способны вызывать девиации. Направлена на молодежь, проживающую в сложных условиях.
  3. Поздняя. Рассматривается решение узкоспециальных задач, предупреждает рецидив сформированных девиаций. Воздействие на лица, у которых устойчивые поведенческие девиации.
Читайте также:  Как справится с волнением перед выступлением: полезные советы

Теперь Вы знаете, что собой представляет психология девиантного поведения. Вам известно, по каким причинам может развиваться данное состояние. Выяснили, какие проявления могут характеризовать наличие девиантности. У Вас появилась возможность вовремя заметить и отреагировать на развитие девиации у себя, своих друзей или родственников.

Понятие девиантного поведения в психологии и его причины Ссылка на основную публикацию Девиантное поведение: понятие, причины и особенности Девиантное поведение: понятие, причины и особенности

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/emocii/deviantnoe-povedenie

Девиантное поведение и его признаки

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. 

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

  • 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  • 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  • 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  • 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  • 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. 
  • Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
  • «Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
  • — преступность
  • — алкоголизм
  • — наркомания
  • — самоубийство
  • — «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта. 
  1. Формы отклоняющегося от нормы поведения.
  2. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.
  3. Формы проявления насилия разнообразны.
  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие
  • Наркомания, токсикомания
  • Абстиненция — это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.
  • Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
  • Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.
  • Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
  • Все правонарушения делятся на преступления и проступки. 
  • Преступление — это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

  1. Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.
  2. Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,
  3. Возрастные особенности детей 13-15 лет
  4. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.
  5.  1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности), б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. 

  • НЕ приходят вовремя.
  • Биологический фактор в развитии подростка.
  • В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе). Как следствие:- формируется половое влечение, — резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), 
  • — неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

  1. Половые отличия в общении: — мальчики менее общительны, 
  2. — девочки тянутся к мальчикам старше себя. 
  3. Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план.

Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных.

В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны. 

Читайте также:  Куда пригласить девушку на первое свидание, в зависимости от поры времени

Взаимоотношения с взрослыми.

 а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах; б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. 

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют.

Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность).

Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. [16]

  • Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами
  • становления девиантного поведения являются:
  • • возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • • проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

  1. • рецидивы противозаконных действий;
  2. • накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);
  3. • включение в группу с асоциальным поведением;
  4. • нарушение законов;
  5. • совершение преступления
  6. Семья, как фактор негативного формирования личности:
  7. а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

  • Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
  • Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.
  • Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.
  • Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.
  • Д. Недостатки в воспитании ребенка:
  • а) ошибки семейного воспитания;
  • б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;
  • в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
  • г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

  1. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;
  2. е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
  3. ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
  4. з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;
  5. и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
  6.  Негативная личностная позиция самого ребенка:
  7. а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее
  8. в коллективе, сдерживает самовыражение; 
  9. б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
  10. в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
  11. г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления; 
  12. Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Источник: https://nsportal.ru/user/780262/page/deviantnoe-povedenie-i-ego-priznaki

Понятие и сущность девиантного поведения

Введение

Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них.

Читайте также:  Муж не хочет ребенка: почему и что делать

В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими.

С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности. Изучение проблемы склонности к девиантному поведению молодежи, актуальность которой несомненна, требует, прежде всего, определения его места в системе координат более широкого социального содержания.

Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.

  • Понятие и сущность девиантного поведения
  • Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
  • Существуют различные подходы к объяснению природы девиаций. Биологическая и психологическая трактовки причин и природы отклонений связаны главным образом с особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении
  • Сегодня биологические объяснения девиации фокусируются в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения. Но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными.

Одним из психологических механизмов формирования девиаций выступает аддиктивная модель поведения (аддикция — пагубное пристрастие к чему-либо). Без понимания процесса возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, нельзя анализировать алкоголизм, наркоманию и другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности).

Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.

Такая формы поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта.

Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям.

В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Аддиктивное поведение формируется постепенно и проходит несколько стадий.

Начало отклонения связано с переживанием острого изменения психического состояния человека в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Далее складывается устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. К ней могут подтолкнуть такие разнообразные факторы, как особенности воспитания личности, установки, культурный уровень, социальная среда, изменение привычных условий жизни.

Постепенно аддикция становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Любое дискомфортное состояние оказывается стимулом, провоцирующим аддикцию. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т. е.

возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, появляется чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, сохраняющие иллюзорное чувство психологического комфорта.

Защитные формулы таковы: «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т. п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека, затрудняя его контакты с людьми на психологическом и на социальном уровне.

Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает находиться в кругу большого числа людей, стимулирует себя поверхностным общением в виде разговоров по телефону, сплетен.

Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек уже не способен, даже если окружающие его люди и стремятся к этому. Главное для него — те предметы и действия, которые обеспечивают изменение психического состояния.

В конце концов, доминирующее аддиктивное поведение разрушает здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Например, Р. Мертон, используя выдвинутое Э.

Дюркгеймом понятие «аномия» (аномия — состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их осуществления. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. Гилинского, считающего источником девиации на социальном уровне наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, а на индивидуальном уровне — социальную неустроенность.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/22874.html

Ссылка на основную публикацию