Саногенное и патогенное мышление в психологии

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

Что это такое?

Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

Саногенное и патогенное мышление в психологии

Эмоции: хорошие и плохие

Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки.

Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги».

Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

Саногенное и патогенное мышление в психологии

Хронические негативные эмоции

Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

Как ум воспроизводит эмоцию?

Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав).

Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

Как работать с ненужными эмоциями?

В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела?». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

Саногенное и патогенное мышление в психологии

Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

  1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
  2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
  3. Наблюдаем за реальным поведением.
  4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

Если вам понравилась статья, делитесь ссылкой в своих социальных сетях.

Желаю вам обижаться правильно! Поделитесь в комментариях, какие негативные эмоции привычны для вас. В каких ситуациях вы их испытываете?

С уважением, Александр Фадеев.

  • Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!
  • Александр Фадеев
  • Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/sanogennoe-myshlenie.html

Саногенное и патогенное мышление: что это и признаки

Саногенное и патогенное мышление в психологии

Образ мыслей, возникающих вследствие переживания ситуаций, событий в жизни человека, который оздоровляет или разрушает физическое и психическое здоровье, определяет саногенное и патогенное мышление.

Их отличают только последствия — здоровье и благополучие или боль и страдания. Саногенное мышление снижает напряженность и предупреждает возникновение патологий, патогенное — порождает хронический стресс, вызывающий болезни.

Человек с оздоравливающим мышлением, столкнувшись с конфликтной ситуацией или неудачей, путем работы ума (осознания) снижает внутреннее напряжение, и забывает о ней. Он ничего не предпринимает для этого, так как выработаны привычки, которые помогают контролировать негативные эмоции.

Мыслящий патогенно человек, годами вспоминает и переживает одно и то же событие, которое причиняет ему душевную боль, перерастая в стресс. Страдает весь организм, развиваются болезни. Оба этих хода мыслей возникают автоматически.

Саногенное мышление: что это такое

Саногенное мышление — это управление эмоциями и умственным поведением, которое их вызывает. Оно не только сохраняет телесное и душевное здоровье, но является источником мудрости жизни.

Важно понимать, что источник эмоционального состояния — собственное мышление. Эмоции — отражение реальности сознанием человека.

В некоторых случаях перевод отрицательных эмоций в позитив не менее важен, чем контроль над ними. Тот, кто мыслит саногенно, не лелеет обиду, гнев и злость. Он думает о том, что обидчику намного хуже, и тот жалеет о спровоцированном конфликте. Или же воспринимает его, как больного.

Так угашается эмоция, снижается напряженность, которую она спровоцировала. У человека понижается чувствительность к подобным событиям и ситуациям, усиливается толерантность, повышается устойчивость к стрессам.

Он не станет бесчувственным, но понижать уровень отрицательных эмоций будет быстро. Этого достаточно, чтобы они не перерастали в хронические и не программировали поведение личности. Если правильно оскорбляться, злиться, обижаться, то опыт эмоционального состояния поможет личностному росту.

Читайте также:  Как стать оптимистом по жизни: советы по психологии

  Все о мышлении человека

Признаки саногенного мышления

Его можно развивать, ему обучаются. Но необходимо понимать, что надо изменить, чему научиться. Для этого хода мыслей характерны:

  1. Высокая степень сосредоточения на объекте самонаблюдения. Достигается способом визуализации.
  2. Способности к саногенной рефлексии — умение смотреть со стороны и видеть себя со своими чувствами, мыслями и переживаниями, чтобы определить правильное поведение в других ситуациях.
  3. Умение проводить самонаблюдение в состоянии расслабления и покоя. Эмоции угасают, а образы их вызвавшие, при повторении ситуации не провоцируют стресс.
  4. Понимание сущности отрицательных эмоций.
  5. Широкий кругозор и высокий уровень внутренней культуры.
  6. Способность быстро прекратить мышление в случае внутреннего напряжения. Отрицательный заряд воспоминания угашается, оно не закрепляется.

Саногенно мыслящий человек уверен, что стиль поведения определяет он сам, а не общественные стереотипы.

Патогенное мышление: что это такое

Патогенное мышление нормальное обыденное, в котором присутствуют эмоциональные стрессы, внутриличностные и конфликты с окружением. Оно не патологическое, но может провоцировать болезни. Их вызывает стресс, перешедший в хроническую форму.

Такое ход мыслей многократно воспроизводит образы, когда-то доставившие душевную боль человеку, реакцию на травмирующее событие. Он ничего не может с этим сделать, так как не контролирует свои мысли и образы. Запуск таких реакций происходит автоматически, поэтому человек воспринимает их, как объективную реальность.

Важно! Чтобы бесконтрольно не повторялись образы, необходимо управлять воображением. Без этого нельзя справиться с мыслями и эмоциями.

Так, обиженный человек, который пытается избавиться от обиды, многократно образно воспроизводит в уме событие, породившее ее. При этом он вновь и вновь ощущает напряжение и переживает его, страдания усиливаются.

Обида становится привычной от частого прокручивания. Обидчивость человека настолько сильная, что он ничего не забывает и не прощает.

  Дивергентное и конвергентное мышление

Хронические стрессы, которые провоцирует патогенное мышление, разрушают здоровье, отрицательно сказываются на семейных отношениях.

Признаки патогенного мышления

Мышление, вызывающее негативные эмоции и провоцирующее болезни адаптации имеет такие признаки:

  • отсутствие контроля над воображением, мыслями, чувствами, утрата ощущения реальности (например, разрабатываются неосуществимые планы мести обидчикам);
  • неспособность прекратить мышление в стрессе, образы усиливаются энергией чувств, воспоминание закрепляется;
  • абсолютное отсутствие рефлексии — умения видеть себя со стороны, то есть погружение в ситуацию, даже после ее завершения;
  • направленность на сохранение и поддержание отрицательных эмоций, человек погружается в них, забывая о последствиях;
  • отсутствие осознания умственных действий, вызывающих переживания, поэтому ситуация бесконтрольна.

Если такие признаки присутствуют, стоит подумать об их устранении и развитии оздоравливающего мышления, которое помогает оздоровлению, снижению напряженности, повышению уверенности в себе.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/sanogennoe-i-patogennoe-myshlenie.html

Саногенное (оздоравливающее) мышление

Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополочие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.

Саногенное и патогенное мышление в психологии

Создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов.

Он выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве спонтанно возникающей, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, и на языке определенной программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознает только ее результаты. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.Ему удалось описать психическую структуру этих эмоций с точки зрения «поведения ума», операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.

Система саногенного мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания, которые представляют собой различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция, то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.

Прорыв, осуществленный саногенным мышлением в области духа, состоит еще и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами. Источник

Мы часто благополучны и неблагополучны в зависимости от того, какие, хорошие или плохие эмоции возникают в данный момент в общении с другим человеком. То же может происходить и при отсутствии реального общения, в результате непроизвольного движения наших мыслей, моделирующих общение.

Меня, скажем, обидели неделю назад, а сейчас по пустячному движению мысли чувствую, как во мне из глубин души снова всплывают те же переживания, что были тогда. Мне опять становится обидно.

Вследствие такого, непроизвольного мышления я оказываюсь в плену бывших чувств, хотя здесь и теперь меня никто и не думает обижать.

Мышление — великое достижение духовной эволюции человека, но оно одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред. Мышление, таким образом, может быть патогенным, то есть порождающим болезнь.

Когда некоторые йоги утверждают: «Убей свою мысль, прекрати ее движение, иначе она тебя самого убьет!» они предлагают прямое требование, так как мысль приносит зло и его уместно прекратить. Это — чрезмерное требование, трудно выполнимое, похожее на такое лекарство от головной боли как обезглавливание. Прямой и грубый подход здесь неуместен.

Будет вернее требовать не полного прекращения движения мысли, а сделать это движение правильным и безвредным.

Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом. Говорят, что в плохом мире невозможно без стресса и чтобы быть здоровым нужно улучшить этот мир. Ради этого даже была сделана революция.

Можно спорить, какую часть мира следует улучшать или государство, или семью, или быт, или жену или мужа, или друзей и коллег.

Но это все равно не разрешит проблемы, так как основная часть эмоционального стресса исходит из головы, из болезнетворного нашего мышления.

Стресс — естественное порождение жизни. Он сам по себе безвреден, а наоборот способствует совершенствованию в приспособлении к стрессу. Однако, если стресс слишком длителен, то он с неизбежностью приводит к болезням адаптации, возникающим вследствие истощения защитных сил организма.

Большинство болезней продолжаются и после прекращения стресса. Основными стрессорами, то есть источниками стресса являются стихии природы, общественные отношения и мышление человека. Первые два источника не нуждаются в особом истолковании.

Мы остановим свое наше внимание только на мышлении.

Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации, мы называем патогенным мышлением. Патос — болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Продолжение

  • Саногенное мышление
  • — Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их- Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают)- Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности- Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения
  • Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием
  • Патогенное мышление
  • — Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли — Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли- Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию- Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
  • — Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние Источник

Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина — не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия.

Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать. Важно понять, что если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их, и «выключать».

Тем самым он может предотвратить последствия того, как обида или стыд, став хроническими, будут сами, во вред организму, поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе и другим. Следовательно, владея саногенным мышлением, мы в состоянии ослабить или вовсе нейтрализовать наши эмоции.

Как это происходит, мы опишем на примере эмоции, с которой каждый из нас знаком, на примере обиды. При каких условиях наша умственная машина способна вырабатывать эту эмоцию? Источник

Читайте также:  Боязнь открытого пространства (агорафобия): причины и лечение

Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.

В основе саногенного мышления лежат две вещи: первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции.

Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость. Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей.

Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.

Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.

До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трех инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.

Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.

Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически.

Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию.

А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию.

Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются.

Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как ее выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот. Источник

Современная академическая философия не интересуется жизнью отдельного человека. Поэтому, имея научную философию, человек вынужден применять к себе доморощенную обыденную философию, лишенную научных оснований.

Основы философии обыденной жизни в какой-то степени развиваются не в философии, а в различных видах рациональной психотерапии и психологического консультирования.

В системе саногенного мышления человек усваивает основы научной философии применительно к своим проблемам, порождающим обиду, вину, стыд, гнев, страх и другие эмоции.

Усвоение саногенного мышления, то есть выработка привычек нового мышления обеспечивает более совершенное приспособление человека, которое позволяет ему эффективно контролировать свои эмоции и не допускать того, чтобы они превращались в стрессоры, убивающие человека. Источник

Источник: http://znamus.ru/page/sanogen_thinking

Саногенное (оздоравливающее) мышление (Новокузнецк). Самопознание.ру

Семинар «Саногенное (оздоравливающее) мышление», впервые в Новокузнецке проф. Бутаев З.И.

семинара:

  1. Саногенное и патогенное мышление, в чем разница;
  2. Саногенное и патогенное поведение;
  3. Функции мышления;
  4. Патогенное мышление — ошибочное;
  5. Автоматизмы мышления;
  6. Функции и структура эмоций (обида, вина, гнев, стыд, страх, ревность и др.);
  7. Потребности как источник автоматизма мышления;
  8. Саногенное мышление и автоматизмы мышления;
  9. Обучение саногенному мышлению;
  10. Научная философия обыденной жизни.

«Саногенное (оздоравливающее) мышление«.

Любовь возникает независимо от воли и желаний человека, но если она уже поселилась в вашем сердце, то в ваших руках — разрушить или взрастить это нежное чувство.

Многим известно, но мало кто согласен с тем, что стиль мышления, то есть ход наших мыслей, когда мы воспринимаем, оцениваем и переживаем возникающие в нашей жизни события, может разрушать или наоборот улучшать человеческие отношения, здоровье, сопутствовать или препятствовать достижению успеха. Известный учёный-психолог Бутаев З.И. доказывает это утверждение, опираясь на результаты своих и проведённых Орловым Ю.М. (создатель теории и практики саногенного мышления) научных исследований, а также на свой многолетний опыт психологического консультирования.

На семинаре противопоставляются два различных стиля мышления: наиболее распространённое — патогенное, усугубляющее любую сложную ситуацию в отношениях людей и тем самым ведущее к эмоциональному стрессу, болезни, и саногенное мышление, снижающее напряжение и стресс, способствующее разрешению конфликтных ситуаций и достижению согласия с окружающими и с самим собой.

Исследуются функции и психические структуры таких эмоций, как обида, вина, стыд, гнев, страх, ревность, и других, знание которых позволяет не только снизить эмоциональное напряжение и душевную боль, связанную с переживаниями этих эмоций, но и улучшить отношения в семье, повысить эффективность поведения в обществе.

Профессор Захир Бутаев приводит различные примеры правильного и неправильного употребления психологических знаний и законов, доказывает наличие прямой связи между стилем мышления и состоянием здоровья человека, предлагает пути достижения здоровья и благополучия с помощью коренного изменения жизненной философии. Он не только указывает путь к житейской мудрости, здоровью души и тела, но и учит, КАК идти по этому пути: даёт конкретные задания-упражнения, позволяющие научиться правильно, саногенно, воспринимать окружающий мир, людей, то есть изменить свои умственные привычки.

Семинары проходят ярким, живым языком, с реальными примерами из жизни, с которыми приходилось сталкиваться Захиру Бутаеву в его частной психологической практике.

Из книги Оздоравливающее мышление» Орлов Ю.М. (создателя теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления):

«Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.

В основе саногенного мышления лежат две вещи: первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции.

Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является её терпимость. Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей.

Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.

Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.

До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трёх инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.

Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.

Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически.

Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию.

А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию.

Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются.

Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как её выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и серёжки, сахар и соль со стола.

А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот.»

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/sanogennoe_ozdoravlivajuschee_myshlenie/?date=126047

Как развить саногенное мышление

Одним из важнейших видов мышления, которое необходимо развивать начиная с малых лет, является саногенное. Скорее всего, такой термин известен исключительно специалистам, а для понимания обывателя можно просто сказать – это обычный позитивный настрой.

Никто не сможет возразить, что ежедневно люди подвергаются влиянию негативных эмоций, которые и порождают те затяжные стрессовые состояния, переходящие в хронические.

Именно такие эмоциональные ситуации у большинства людей активизируют защитную реакцию организма, проявляющуюся через уход от действительности, переложение вины во всех личных бедах на других; возникновение обиды на ближайших только из-за того, что те повели себя не так, как ожидалось; и в итоге, возникновение агрессии и против себя, и против ближних. Все это «поддерживает жизнедеятельность» так называемого патогенного мышления, крайне опасного для жизни человека.

Так что, каждая личность обязана вырабатывать и развивать в себе саногенное мышление положительных эмоций.

Для этого понадобится:

  1. Научиться управлять собственными эмоциями и понимать чувства других людей. Зачастую эмоциональное управление сводится лишь к сдержанности и контролю. Но психологи утверждают, такое отношению ко внутреннему «Я» может породить все что угодно – от затаенной обиды до реального гнева. Поэтому перед практическими занятиями по формированию положительного настроя необходимо разобраться, откуда появляется негатив и что именно его порождает. Найдя причину, человек имеет возможность видоизменять ее и, таким образом, избегать обид и агрессий.
  2. Выработать так называемую саногенную рефлекцию, функции коей заключаются в своевременном распознавании стереотипов мышления и тех программ поведения в той или иной ситуации, которые «запускают» механизм отрицательных эмоций. С этой целью специалисты рекомендуют специальные занятия по аутопсихоанализу и саморазвитию. Саморазвитие же расширяет суживающееся при появлении негатива сознание и позволяет добыть из «черной» информации «белую».
Читайте также:  Боюсь обидеть людей: что мне делать

Проще говоря, два этих главных совета сводятся к таким человеческим истинам: надо научиться ставить себя на место другого, отказаться от сравнений и прикрепления к себе вины, а также просить прощения, наступая «себе на горло» и не стыдясь признать свое поражение, или уступить в споре или убеждении. Меньше поводов для пояснения негативного фона – больше возможностей сохранить психическое и физическое здоровье.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2016/04/kak-razvit-sanogennoe-myshlenie/

Признаки саногенного и патогенного мышления

Саногенное мышление Патогенное мышление
Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли
Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают) Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли
Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию
Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние

Как видим, чтобы воспитать в себе саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного, школьнику необходимо помочь в овладении методами саногенного, оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики — осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.

Как отмечает Ю.М. Орлов, достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.

Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы «познакомиться» с предметом губами, языком и глубже его воспринять, проверить таким образом свои зрительные образы; в этом опыте он дополняет зрение богатством прикосновения.

Но в определенном возрасте узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которых придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов.

Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими.

Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но еще и потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов.

Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.

Таким образом, одной из целей развития интеллектуальной сферы школьника является организация процесса самовоспитания по овладению им саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления.

Какое же мышление необходимо развивать? Этот вопрос можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: «Скажите, какой самый хороший ход в мире?» Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход в отрыве от игровой ситуации.

То же самое справедливо относительно развития человеческой индивидуальности.

Учитель должен не развивать мышление «вообще», а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, саногенного типов мышления.

В качестве целей развития других составляющих интеллектуальной сферы необходимо предусмотреть:

  • — развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;
  • — развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;
  • — развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;
  • — развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;
  • — развитие умений учиться: писать и читать в должном темпе, конспектировать, слушать учителя и одновременно делать записи, выделять главное, планировать свою деятельность, работать с учебной и справочной литературой и пр.;
  • — развитие внепредметных умений;
  • — развитие предметных знаний, умений и навыков.
  • Сущность этих составляющих интеллектуальной сферы изучается в курсе психологии, поэтому здесь мы рассматриваем только цели ее развития, то есть то, что необходимо предусмотреть, чтобы обеспечить гармоничное развитие рассматриваемой сферы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s49152t2.html

Саногенное и патогенное мышление — что это такое в психологии

С древних времен было замечено, что здоровье нашего тела неразрывно связано с нашим мышлением.

Современные ученые подтверждают, что если человек привык мыслить отрицательными категориями, то шансы заболеть у него резко возрастают.

И напротив, позитивный стиль мышления позволяет нам чувствовать себя бодро. Таким образом, можно выделить 2 типа мышления негативный и позитивный — саногенный и патогенный.

Саногенное мышление

Слово «саногенный» произошло от латинского «sanus», что дословно можно перевести, как «здоровый» или «оздоровляющий». Данный термин впервые выдвинул доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов. На данную темы он также выпустил множество замечательных книг. Орлов утверждал, что наши эмоции не возникают спонтанно, а являются следствием мыслительных процессов.

На основе своей теории саногенного мышления, Орлов разработал систему, позволяющей индивиду контролировать поток своих мыслей, с целью оздоровления, воспитания характера и самопознания.

Освоив данную методику, человек способен минимизировать воздействия негативных эмоций, провоцируемых из внешней среды. Как уже было сказано, негативные эмоции являются причиной множества болезней и контроль над ними может стать ключом к профилактике различных недугов.

Еще по теме:

Как развить у себя позитивное мышление?

Патогенное мышление

Противоположное здоровому мышлению, существует болезнетворное мышление или патогенное мышление. Можно заметить, как люди могут по разному реагировать на одинаковые события. Одни после неприятного инцидента быстро забывают их, а другие могут часами осмысливать и переживать, прокручивая неприятную ситуацию у себя в голове снова и снова.

При патогенном мышлении, даже если возбудитель неприятных эмоций исчез из поля зрения человека, его образ может переодически возникать в мыслях человека и причинять ему вред. Конечно, никто сознательно не хочет

прокручивать неудачи у себя в голове и причинять себе боль. Негативные образы, как правило, возникают непроизвольно, что свидетельствует о болезнетворном типе мышления.

Люди, имеющие саногенный тип мышление, наоборот генерируют положительные образы. Также, как и в случае с патогенным мышлением, все происходит на бессознательном уровне и не требует усилий.

К счастью, любой может научиться саногенному мышлению и изменить свое восприятие, улучшив качество своей жизни. Для этого необходимо изучить основные признаки саногенного и патогенного мышления и постараться привести свои мысли к стандартам саногенного мышления. Со временем, сознание перестроиться и отрицательные мысли не будут долго задерживаться в голове.

Еще по теме:

Насколько мышление определяет наше физическое состояние?

Признаки патогенного мышления

  • Постоянные переживания из-за неудач без попыток остановить поток негативных мыслей;
  • Отсутствие рефлексии и желания посмотреть на свои проблемы со стороны;
  • Склонность к накоплению обид;
  • Отсутствие понимание того, что негативные эмоцию напрямую влияют на физическое здоровье;
  • Отсутсвие контроля за потоком своих мыслей.

Еще по теме:

Когда позитивное мышление может стать опасным

Признаки саногенного мышления

  • Способность абстрагироваться от переживаний и посмотреть на них со стороны;
  • Привычка обдумывать негативные ситуации в состоянии покоя;
  • Понимание природы отрицательных эмоций;
  • Способность к рефлексии и гибкость мышления;
  • Привычка видеть положительные моменты в любой ситуации.
  • Обучение саногенному мышлению является действенным способом в борьбе со стрессом, обидами, а также способно улучшить физическое и психическое здоровье человека.

Источник: http://www.GeorgiaTimes.info/analysis/102103.html

Ссылка на основную публикацию