Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждение

Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждение

И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника?

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым.

Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждение

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?

  • Ребенок плохо учится по всем предметам. Возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей. Рекомендация: вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя. 
  • Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все. Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко. 
  • Малыш часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждениеустает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома. Рекомендация: постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня. 
  • Малыш боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей. Рекомендация: ребенку нужна помощь психолога. 
  • Малыш хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, стремятся как можно дольше удержать его в детстве; ребенок психологически не готов к школе; дома неблагоприятная ситуация, поэтому школа в данный момент его не интересует. Рекомендация: нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе.

  Узнайте, какие ошибки родители совершают чаще всего при переходе ребенка из детсада в школу (читать здесь), а также как обеспечить преемственность детского сада и школы (читать здесь). – дезадаптация это

Вот ряд рекомендаций для родителей.

  • Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом. 
  • Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться. 
  • С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
  • Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждениеразличные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
  • Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
  • Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
  • Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
  • Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
  • Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
  • Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
  • На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
  • Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Источник: https://tvoiyapravda.ru/for-deti/schkola/dezadaptaciya-pervoklassnika.html

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической работы по профилактике дезадаптационных состояний учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Начавшееся в начале 90-х годов реформирование политической и социально-экономической жизни в Казахстане привело не только к прогрессивным структурным изменениям в стране, но и к обострению различных социальных проблем, обусловленных ускорением ритма жизни в современном обществе.

К одной из таких социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы.

Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом, так как социальная адаптированность представляет собой интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. К таким функциям можно отнести адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей [1].

Термин «дезадаптация» трактуется как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в обучении, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями. Неуспешность ребенка в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми для него людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии всего личностного развития [2].

При организации профилактической работы дезадаптационных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении, следует учитывать, что к основным факторам возникновения дезаптационных состояний относятся: трудности в обучении, семейные дисфункции, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, несбалансированность современной образовательной среды. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос не только изучения природы возникновения и характерных проявлений социальной дезадаптации, но и определение эффективных путей и средств ее профилактики в детской и подростковой среде образовательных учреждений. Основная идея профилактики заключается в устранении социальных предпосылок, способствующих формированию дезадаптационных состояний и принятии своевременных мер по сохранению психического здоровья школьников за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.

Образовательный процесс должен включать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику дезадаптивных состояний обучающихся: переутомления, гиподинамии, дистресса и т. д.

Адаптация — это процесс активного освоения учащимся новых условий обучения с целью приспособления их к своим индивидуальным потребностям и возможностям.

Состояние социальной дезадаптации характеризуется проблемами в социальном и личностном развитии ребенка, которые негативно влияют на характер межличностных отношений с семьей, педагогами и сверстниками.

При этом социальная дезадаптация развивается поэтапно в двух сферах — деятельностной сфере и в сфере отношений [3].

Так, при неблагоприятных социальных и психолого-педагогических условиях, формирование дезадаптации у детей и подростков в учебной деятельности включает в себя пять взаимосвязанных этапов: первичные трудности в учебе; пробелы в знаниях; отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам; частичная или общая неуспеваемость; отказ от учебной деятельности, т. е. непосещение учебных занятий.

Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях, вызванных необходимостью усвоения различных социальных ролей, учебных программ, норм и требований таких социальных институтов, как семья и школа.

Систематическое отсутствие успехов в учебной деятельности, нарастание напряжения в отношениях с близкими людьми отрицательно сказываются на психологическом благополучии ребенка в целом.

В ситуациях постоянных неудач в учебной деятельности, она перестает быть для ребенка значимой, поэтому он начинает искать тот вид деятельности, в которой он был бы более успешен и мог бы раскрыть свой личностный потенциал (досуговая деятельность, занятия спортом, неформальные подростковые группы и т. д.) [4].

  • В структуре дезадаптации можно выделить следующие основные компоненты: когнитивный, эмоционально-личностный, поведенческий (таблица 1).
  • Таблица 1
  • Структура детской иподростковой дезадаптации
Компоненты дезадаптации Содержательная характеристика
Когнитивный трудности в учебной деятельности, несформированность или низкий уровень познавательных процессов, низкая успеваемость по отдельным учебным предметам
Эмоционально-личностный отрицательное субъективное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам
Поведенческий нарушение учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками

К основным причинам формирования дезадаптационных состояний в детской и подростковой среде можно отнести:

        психофизиологические и когнитивные факторы: индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность, низкий уровень произвольности, внимания, мышления, памяти и поведения, психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям учебно-воспитательного процесса, нарушения психического и физического здоровья.

        социальные: изменение ролевой позиции ребенка, усвоение ребенком системы новых школьных требований, многообразие учебных требований, повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, изменение родительской позиции по отношению к ребенку, нарушение режима и т. д. [5].

  1. В психолого-педагогической работе по предотвращению у детей и подростков дезадаптационных состояний должны быть реализованы две основные стратегические цели:
  2. 1)                 содействие адаптации всех детей без исключения к школе;
  3. 2)                 профилактика дезадаптационных состояний у учащихся.
  4. Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо индивидуальный характер, с опорой на всесторонний анализ причин дезадаптации конкретного учащегося, которые могут быть связаны с особенностями как психики самого обучающегося, так и с условиями окружающей социально-образовательной среды [6].
  5. Существует определенный алгоритм работы по предотвращению дезадаптации обучающихся, включающий следующие основные этапы (рисунок 1) [7]:

Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждение

Рис. 1. Алгоритм работы по предотвращению дезадаптации учащихся

Читайте также:  Как выгнать мужа из дома навсегда, если он не уходит

При проведении диагностической работы следует учитывать временные рамки, так как с детьми младшего школьного возраста диагностика не может осуществляться более 30–40 минут, с подростками возможно проведение диагностики в 2 этапа, продолжительность каждого — не более одного часа.

Психологическая диагностика особенностей поведенческого и личностного профиля обучающихся позволяет выявить такие характерные аспекты как: уровень адаптации учащегося к условиям школы; круг актуальных проблем в учебной деятельности школьника; отношение учащегося к самому себе; эмоционально-поведенческие проблемы ребенка; особенности межличностных взаимоотношений обучаемого со сверстниками, т. е. определение его социального статуса.

Полученные показатели позволяют определить наиболее эффективные пути коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса, конкретизировать задачи по предотвращению формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии, дистресса), а так же выявить «группу риска» для углубленной диагностической и усиленной педагогической коррекционно-развивающей работы, направления которой представлены ниже (таблица 2).

Следует учесть, что наряду с описанными проявлениями школьной дезадаптации встречаются и ее скрытые формы, когда при достаточно хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или конкретным учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная (как правило, заниженная) самооценка. В таком случае необходима разработка несколько иной коррекционно-педагогической программы по устранению подобных дезадаптационных состояний с опорой на анализ индивидуальных причин их появления.

Таблица 2

Направление педагогической работы сдетьми спризнаками школьной дезадаптации

Варианты проявления дезадаптации Рекомендации педагогам
Не могут самостоятельно донести до партнеров по общению свои мысли и формулировать ответы на заданные им вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе возникающих споров ведут себя некорректно. Не способны аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т. к. не осознают необходимость этого. При взаимодействии с классом не подчиняются общему решению группы. Не могут строить процесс общения с учетом статуса собеседника и особенностей той или иной ситуации общения. Необходимо обучать адекватным приемам участия в дискуссии, формировать у детей способность грамотно и корректно обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми (родителями, педагогами и др.) и сверстниками.
При восприятии учебной информации, не могут действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая письменно. Испытывают большие затруднения при выделении нового и главного при анализе учебной информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность заметно снижены. Освоение школьной образовательной программы значительно затруднено. Необходимо пошаговое (дозированное) предъявление учебной информации с постоянным пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима дополнительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать уровень логического мышления.
Затруднено осознание учебной задачи как цели деятельности. Приступают к работе, не имея четкого плана действий. Уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждается в дополнительных пояснениях. Действуют не системно, а импульсивно и хаотично. Если алгоритм работы предложен учителем, в ходе работы грубо нарушают его, не замечая этого. Завершив задание, часто удовлетворены ошибочным результатом, а при проверке результата, допущенных ошибок не видит. Не способны обратиться за необходимой дополнительной помощью к учителю и даже если такая помощь оказана, не умеют её использовать. Необходимо обучать умению ставить цель деятельности, разрабатывать план по ее достижению. По завершении работы следует побуждать детей сравнивать собственный полученный результат с образцом, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку выполненной работе. Следует показывать детям, где можно получить дополнительную помощь и как ею правильно воспользоваться.
  • Таким образом, к основным направлениям профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми в аспекте межличностных отношений со сверстниками относятся:
  •         развитие самопознания детей и подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способов адекватного поведения в них;
  •         обучение навыкам анализа различных ситуаций общения;
  •         обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении;
  •         создание условий для обращения детей и подростков к собственному опыту общения;
  •         обучение детей и подростков навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.
  • Только такой комплексный подход обеспечивает необходимую эффективность психолого-педагогической работы по предотвращению дезадаптационных состояний у детей и подростков и их коррекцию.
  • Литература:
  1.    Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. — СПб.: Питер, 2011.
  2.    Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. — Ульяновск: 2010.
  3.    Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. — М.: Сфера, 2005.
  4.    Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, № 5.
  5.    Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми «группы риска»: Методическое пособие. — СПб, 2006.
  6.    Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». — М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, — С. 26–52.
  7.    Чепракова Е. А. Разработка коррекционно-развивающих программ. — // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2012, № 4.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23303/

УчПортфолио.ру

Концепция школьных трудностей как проявления школьной дезадаптации.  

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в условиях новой социальной ситуации в школе обычно называют адаптацией к школе.

Критериями ее успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие.

О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, хорошая произвольная регуляция.

В последние годы в литературе, посвященной проблемам младшего школьного возраста, активно используется понятие дезадаптация. Сам этот термин заимствован из медицины и означает нарушения взаимодействия человека с окружающей средой. В.Е. Каган ввел понятие «психогенная школьная дезадаптация», определяя его как «психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс». Это позволяет выделить психогенную школьную дезадаптацию как «составную часть школьной дезадаптации в целом и дифференцировать ее от других форм дезадаптации, связанных с психозами, психопатиями, непсихотическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга, гиперкинетическим синдромом детского возраста, специфическими задержками развития, легкой умственной отсталостью, дефектами анализаторов и т.д.». Однако это понятие не внесло существенной ясности в изучение проблем младших школьников, так как объединяло в себе и невроз как психогенное заболевание личности, и психогенные реакции, которые могут быть вариантами нормы. Несмотря на то, что понятие «школьная дезадаптация» довольно часто встречается в психологической литературе, многие исследователи отмечают недостаточную его разработанность. Школьную дезадаптацию вполне корректно рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической дезадаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.

Т.В. Дорожевец предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник). Школьная дезадаптация рассматривается автором как результат преобладания одного из трех стилей приспособления к новым социальным условиям: аккомодационного, ассимиляционного и незрелого.

Аккомодационный стиль проявляется в склонности ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям школы. В ассимиляционном стиле отражается его стремление подчинить окружающую школьную среду своим потребностям.

Незрелый  стиль приспособления, обусловленный психическим инфантилизмом, отражает неспособность ученика перестроиться в новой социальной ситуации развития.

Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации. На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

Проявления школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация — это образование у ребенка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Е.В. Новикова связывает возникновение школьной дезадаптации со следующими причинами:

  • несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
  • несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
  • неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
  • неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.

Признаками дезадаптации являются:

  • негативное эмоциональное отношение к школе;
  • высокая устойчивая тревожность;
  • повышенная эмоциональная лабильность;
  • низкая работоспособность;
  • двигательная расторможенность;
  • трудность общения с учителем и сверстниками.

К симптомам нарушения адаптации относятся также:

  • боязнь не выполнить школьные задания, страх перед учителем, товарищами;
  • чувство неполноценности, негативизм;
  • уход в себя, отсутствие интереса к играм;
  • психосоматические жалобы;
  • агрессивные действия;
  • общая заторможенность;
  • чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.

Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются ее скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка. По разным данным, от 10% до 40% детей испытывают серьезные проблемы, связанные с адаптацией к школе, и по этой причине нуждаются в психотерапии. Дезадаптированных мальчиков значительно больше, чем девочек, их соотношение от 4:1 до 6:1. Причины школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация возникает по многим причинам. Можно выделить четыре группы факторов, способствующих ее появлению.

Первая группа факторов связана с особенностями самого процесса обучения: насыщенностью программ, быстрым темпом урока, школьным режимом, большой численностью детей в классе, шумом на переменах.

Дезадаптация, вызванная этими причинами, именуется дидактогенией, ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей.

Вторая группа связана с неправильным поведением педагога по отношению к ученикам, а вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией. Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя. Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка. В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми. По данным М.Е. Зеленовой, процесс адаптации в первом классе идет более успешно при личностно-ориентированном типе взаимодействия педагога с учащимися. У детей складывается положительное отношение к школе и учению, не возрастают невротические проявления. Если же учитель ориентирован на учебно-дисциплинарную модель общения, адаптация в классе проходит менее благоприятно, затрудняется контакт между учителем и учеником, что порой приводит к полному отчуждению между ними. К концу года у детей нарастают негативные личностные симптомокомплексы: недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебное отношение к взрослым и детям, депрессивность. Наблюдается снижение самооценки. Б. Филлипс рассматривает различные школьные ситуации как фактор социального и учебного стресса и угрозы для ребенка. Обычно социальная угроза ассоциируется у ребенка с отвержением, враждебностью со стороны учителей и одноклассников или с недостатком дружелюбия и принятия с их стороны. Учебная угроза связана с предчувствием психологической опасности в учебных ситуациях: ожидание провала на уроке, боязнь наказания за неуспех со стороны родителей.

Третья группа факторов связана с опытом пребывания ребенка в детских дошкольных учреждениях.

Большинство детей посещают детский сад, и этот этап социализации очень важен для адаптации в школе. Однако само по себе пребывание ребенка в детском саду не гарантирует успешности его вхождения в школьную жизнь.

Многое зависит от того, насколько хорошо ему удалось адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дезадаптация ребенка в детском саду, если не были предприняты специальные усилия по ее устранению, «переходит» в школу, при этом устойчивость дезадаптационного стиля чрезвычайно высока. Можно с определенной уверенностью утверждать, что застенчивый и робкий в детском саду ребенок, будет таким же и в школе, то же самое можно сказать и об агрессивных и чрезмерно возбудимых детях: их особенности, скорее всего, лишь усугубятся в школе. К наиболее надежным предвестникам школьной дезадаптации относят следующие особенности ребенка, проявляющиеся в условиях детского сада: агрессивное поведение в игре, низкий статус в группе, социально-психологический инфантилизм. По мнению ряда исследователей, дети, не посещавшие детский сад или какие-либо кружки и секции до школы, испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьной жизни, к коллективу сверстников, поскольку имеют лишь незначительный опыт социального общения. У детсадовских детей более низкие показатели школьной тревожности, они спокойнее относятся к конфликтам в общении со сверстниками и учителями, увереннее ведут себя в новой обстановке школы.

Читайте также:  Девушка в 30 лет не замужем и нет детей: что делать дальше

Четвертая группа факторов, способствующих возникновению дезадаптации, связана с особенностями семейного воспитания. Поскольку влияние семьи на психологическое благополучие ребенка в школе очень велико, целесообразно рассмотреть эту проблему более подробно.

   Методики, позволяющие определить причины дезадаптпции младших школьников: 1.Рисунок человека, рисунок «Несуществующее животное», рисунок семьи, «Лесная школа» и другие проективные рисунки 2.Восьмицветовой тест М. Люшера 3.Детский апперцептивный тест —CAT, CAT-S 4.Тесты школьной тревожности 5.Социометрия 6. Анкета на определение уровня школьной мотивации Лускановой

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/131

Профилактика дезадаптации первоклассников

Как распознать школьную дезадаптацию, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость?

Привыкание первоклассника к школе – процесс непростой. Из уютного, беззаботного детства ребёнок попадает в совсем другую школьную среду, где его ждут новые права и обязанности, новый коллектив, незнакомый учитель, неведомые предметы, другой режим дня. Неудивительно, что далеко не всем первоклассникам удаётся приспособиться к новой жизни легко и быстро и избежать нарушения адаптации к школе.

Школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов.

В особо тяжёлых случаях ребёнок испытывает сильный дискомфорт при посещении школы, а отрицательные эмоции буквально блокируют его познавательную деятельность и тормозят развитие.

Поэтому проблему дезадаптации младших школьников оставлять без внимания нельзя! Как её распознать, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость и не вызывала неудобств?

Что такое школьная дезадаптация?

Есть много определений дезадаптации, одно из них гласит, что это «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» (Беличева С. А.).

Школьная дезадаптация состоит из трёх компонентов:

  • когнитивного,
  • эмоционального,
  • поведенческого.

Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает, что ребёнок, поступающий в первый класс, понимает, что он уже школьник, что требования к нему изменились.

Показателем успешной адаптации на когнитивном уровне является осознание ребёнком своих прав и обязанностей как школьника и наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа.

Соответственно, проявлениями школьной дезадаптации выступают неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности («Я не могу освоить предмет, потому что он мне не нравится, я не понимаю, зачем он мне нужен» и т.д.) и несовпадение по темпу учебной деятельности ученика и учителя или программы обучения.

Эмоциональный компонент школьной адаптации включает в себя самооценку и уровень притязаний. Хорошим показателем считается адекватная самооценка и высокий уровень притязаний – «Я хороший и могу многого добиться». Формами дезадаптации будут:

  • неспособность управлять своим поведением («Я делаю, что хочу, мне ничего не надо, я пришёл в школу поиграть»);
  • школьные фобии («Я боюсь выйти к доске, я не могу отвечать в ситуации, когда на меня смотрят»).

Поведенческий компонент школьной адаптации включает в себя поведение ученика в школе, его взаимодействие с другими людьми, знание правил, по которым следует себя вести в той или иной ситуации.

Формами школьной дезадаптации будет стремление нарушать правила школьной жизни, совершать деструктивные действия, устраивать своеобразный «бунт против системы»: «Я не хочу вести себя так, как от меня ждут».

В этом случае без помощи психолога явно не обойтись – ведь надо разбираться, что именно в ребёнке вызывает такую реакцию протеста.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Причины школьной дезадаптации учащихся младших классов

Причин школьной дезадаптации может быть несколько, часто они взаимосвязаны, и одна вытекает из другой. Их можно разделить на три большие группы.

Причины, которые кроются в ребёнке. Самыми важными являются отсутствие школьной зрелости, при котором функциональные возможности малыша не соответствуют требованиям, которые предъявляет школа, и проблемы со здоровьем – частые заболевания не дают хорошо осваивать школьную программу.

Причины, которые кроются в семье. Если мама и папа слишком эмоционально реагируют на неудачи своего наследника в школе, это плохо сказывается на его самооценке, он боится ошибиться, боится разочаровать родителей, и в результате у него формируется негативная реакция на всё, что связано со школой.

Причины, которые кроются в школьной среде. Роль первого учителя в успешности обучения ребёнка очень важна. Даже простое несовпадение в темпах обучения («темповый конфликт», при котором педагог даёт знания быстро, а малыш – медлительный) может привести к возникновению проблемы.

Система школьного образования «Начальная школа XXI века» учитывает эти особенности детей, в методике особое значение уделено именно индивидуальному подходу к каждому ученику. Построение системы обеспечивает персональный темп и усвоение материала с сохранением качества полученных знаний.

Для индивидуальной профилактики школьной дезадаптации каждый ученик нуждается в правильно подобранной программе обучения.

Как не упустить первые признаки дезадаптации

Родители, внимательные к своему первокласснику, обязательно обратят внимание, если малыш:

  • боится идти в школу,
  • начал часто болеть,
  • у него пропал аппетит, он похудел,
  • у него есть нарушения сна: бессонница или сонливость,
  • стал забывчив (забывает в школе вещи, дома учебники),
  • теряет навыки самостоятельности и самообслуживания,
  • стал замкнутым,
  • стал рассеянным, невнимательным, не может рассказать, что проходили в школе,
  • боится обратиться за помощью к учителю,
  • начал капризничать,
  • появилось заикание, «моргание» глазами, покашливание (так проявляются навязчивые тики).

Всё это является признаком дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия школьного психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.

Профилактика дезадаптации

Профилактику школьной дезадаптации желательно начинать ещё до момента поступления ребёнка в первый класс. Ведь предотвратить возможную проблему легче, чем решать её в процессе обучения.

В рамках профилактики дезадаптации ещё на дошкольном этапе:

  • рассказывайте ребёнку о школе. Обсуждайте будущее обучение, отвечайте на вопросы, объясняйте, как вести себя в той или иной школьной ситуации;
  • по возможности познакомьте малыша с той физической средой, где ему предстоит учиться. Проще – покажите, проведите экскурсию, объясните, где и что находится. Так, придя в первый класс, ребёнок попадёт в привычную ему обстановку;
  • развивайте память, мышление, внимание ребёнка с помощью игр, пособий, чтения книг и просто в повседневной жизни;
  • посадите за парту кукол и медведей, сыграйте в школу, обыграйте разные ситуации, которые могут возникнуть у самого ребёнка;
  • делитесь своими хорошими воспоминаниями о школе, о первой учительнице, о любимых предметах. Это сформирует позитивный образ школы и учителя и станет профилактикой школьных страхов.

Когда малыш уже пошёл в школу, постарайтесь «держать руку на пульсе» его школьных дел.

  • Проявляйте интерес и участие к происходящему в школе, в классе, расспрашивайте.
  • Воздерживайтесь от критики в адрес школы и учителей.
  • Не сравнивайте своего маленького ученика с одноклассниками.
  • Будьте последовательны в своих требованиях: если считаете, что ребёнок должен заниматься самостоятельно, не рвитесь ему помогать.
  • Запаситесь терпением: у крохи не всё будет получаться сразу.
  • Не ругайте за ошибки: на ошибках, как известно, учатся, и надо относиться к ним спокойно и конструктивно, у ребёнка не должно возникнуть страха ошибиться.
  • Давайте возможность отдохнуть, погулять, поиграть. Это важные занятия для первоклассника, которые помогут избежать проблем со здоровьем.
  • Делайте перерывы в домашних занятиях каждые 10–15 минут. В перерывах хороша физкультминутка.
  • Ограничьте компьютерные игры, просмотр телевизора и другие занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки – её немало во время уроков.
  • Будьте на стороне ребёнка. Не заставляйте его дружить с теми, кто ему не нравится. Поощряйте его самостоятельность как в действиях, так и в суждениях.

Вся помощь ребёнку, который страдает от школьной дезадаптации, направлена на то, чтобы восстановить положительное отношение к школьной жизни, к обучению, к тем людям, которые окружают его в школе и участвуют в учебном процессе. Стоит только вернуть радость в жизнь ребёнка, и школа станет местом, где ему будет комфортно, интересно и полезно находиться.

Анна Калинина-Артемова

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/profilaktika-dezadaptatsii-pervoklassnikov/

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Определение 1

Под школьной дезадаптацией понимается нарушение усвоения школьником знаний и умений и неспособность овладения активными навыками коллективной учебной деятельности в условиях образовательного учреждения.

Существует несколько факторов которые способствуют развитию школьной дезадаптации:

  • социальный фактор
  • психологический фактор
  • медицинский фактор

Существует так же и несколько причин появления школьной дезадаптации. Одной из причин может быть мозговая дисфункция. Другой причиной могут быть неврозы и неврозоподобные состояния.

Школьная дезадаптация имеет несколько типов проявления. Первый тип проявляется в том, что ребенок не успевает по школьной программе обучения. У ребенка не развит когнитивный компонент.

Второй тип школьной дезадаптации проявляется в том, что у ребенка происходит нарушение личностного отношения к некоторым предметам и педагогам. У ребенка не развит эмоционально-оценочный и личностный компонент.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Третий тип школьной дезадаптации проявляется в нарушениях дисциплины во время процесса обучения. В данном случае не развит поведенческий компонент.

Школьная дезадаптация у младших школьников

Специалисты выделяют несколько форм характерных для школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста. Во-первых, ребёнок может быть не способен к учебной деятельности в связи с тем, что у него недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие. Ребёнок не получает должного внимания и поддержки со стороны взрослых.

Во-вторых, ребенок может не уметь регулировать свое поведение, это может быть связано с неправильным семейным воспитанием. В-третьих, некоторые дети не в состоянии успеть за школьным темпом обучения. Это может встречаться у детей с задержкой в развитии и детей, обладающих слабым типом нервной системы.

Четвертая форма школьной дезадаптации может заключаться в боязни школы как таковой.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению

Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии.

Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.

Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.

Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.

Читайте также:  Профессиональное выгорание: причины и профилактика

Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

Дети, у которых имеются проблемы с школьной адаптацией, чаще всего быстро утомляются, им трудно сконцентрироваться, у них может быть снижен объем памяти, внимания и мышления. Все это приводит к неполному усвоению учебного материала.

Самостоятельную работу ребенку проще выполнить один на один с учителем, те задания, которые вызывают у ребенка трудности он может выполнить дома.

Это связано с тем что домашняя остановка является более комфортной, ребёнку легче сосредоточиться, настроиться на нужный лад.

Замечание 1

Единой методики корректировки школьной дезадаптацией на сегодняшний день не существует. Эту проблему необходимо решать комплексно, учитывая педагогический, психологический, медицинский и социальный аспекты.

Основной специалист, который занимается данной проблемой это школьный психолог. Для начала психолог должен больше узнать о жизни самого ребёнка, определить факторы, которые могли способствовать формированию школьной дезадаптации. Далее психолог составляет программу, которая поможет корректировать поведение ребенка при этом он берет в учет его индивидуальные способности и склонности.

Социальная дезадаптация: понятие, факторы

Под понятием социальная дезадаптация понимается процесс, при котором человек нарушает нормы и правила поведения в обществе. При социальной дезадаптации человек не в состоянии приспособиться к обществу, в котором он живет. Этот процесс может проявлять себя в следующем:

  • бродяжничество
  • попрошайничество
  • воровство
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков
  • нарушение закона

Люди испивающие проблемы с социальной адаптацией в дальнейшем не могут устроиться на работу так как у них нет трудовых навыков и желания работать, они так же не могут создать полноценные семьи.

Ученые выделяют ряд факторов, которые способствуют социальной дезадаптации:

  • индивидуальные
  • психолого-педагогические факторы
  • социально-психологические факторы
  • личностные факторы

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации

Коррекция социальной дезадаптации заключается в восстановлении социального статуса, который был утерян в процессе дезадаптации. Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной.

Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Так же важно чтоб дети и подростки получали удовлетворение от нормальной жизни и от учебы, чтобы они могли реализовать свои возможности, проявить свой скрытый потенциал.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_preduprezhdeniya_i_korrekcii_socialnoy_i_shkolnoy_dezadaptacii/

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация

20.09.2016

Снежана Иванова

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении.

Термин школьной дезадаптации  существовал со времен появления первых учебных заведений.  Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления.

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими.

Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии.

В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор.

Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести.

Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу.

Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью.

Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников.

Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе.

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер.

Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником.

Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать.

Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем.

Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения.

Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым.

Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему.

Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние.

Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению.

Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации.

Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя.

Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло.

Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего.

От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Профилактика школьной дезадаптации

Мало кто знает о том, что проблему в классе можно предупредить. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций.

Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру.

Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Источник: https://psyh.info/article/psihologicheskie-problemy-detej/shkolnaya-dezadaptatsiya.html

Ссылка на основную публикацию