Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности

Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности

Астеноневротический • Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. • Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. • Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих • Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего — к работе сердца). • Любят проходить обследования и лечиться. • В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье. • Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.

Сенситивный • С детства пугливы, застенчивы и послушны • Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов. • Высокая чувствительность и чувство неполноценности. • Принимают духовные ценности старшего поколения. • В себе видят много недостатков, их жизнь полна укоров и самобичевания.

• В семье упреки и наказания вызывают угрызения совести, слезы и даже отчаяние. • Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. • Предпочитают близкого друга большой компании. • Им свойственны романтические влюбленности. • Нехарактерны ни алкоголизация, ни делинквентность.

• Бывают попытки самоубийства.

Психастенический тип. Психастенический • Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. • Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей. • Нерешительность, тревожная мнительность и любовь к самоанализу.

• Для подростков труден любой, даже малозначимый выбор, например, они могут решать, какой фильм им посмотреть, с долгими и мучительными колебаниями. • Тревожная мнительность выражается в страхах, связанных с возможным будущим.

• Их волнует, как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого с ними или их близкими • Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся педантизм, и специально придуманные приметы и ритуалы. • Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает.

Шизоидный • С детства ребенок холоден, играет в одиночестве. • В подростковом возрасте замкнутость, отгороженность от окружающих. • Сниженная потребность в общении. • Внутренний мир полон фантазий, тщательно скрывается от посторонних.

• «Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут» • Сдержанность в проявлении чувств делает их поступки неожиданными и непонятными для окружающих. • Острая проблема — использование дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.

• Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку

Эпилептоидный • Агрессивность, раздражительность, конфликтность • Накипающее раздражение приводит к поиску объекта, на котором можно сорвать зло. • Часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при неуступчивости и эгоизме таких подростков. • В группе пытаются установить свои порядки, их власть держится на страхе слабых.

• Влюбленности всегда окрашены мрачными тонами ревности. • Иногда наблюдается склонность разводить костры и устраивать взрывы, бывают побеги из дома. • Несмотря на положительные качества — аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания — эпилептоидных тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации.

Истероидный • Демонстративность, потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. • Лживость и кажущаяся эмоциональность. • Театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств.

• Тяжелая ситуация — утрата всеобщего внимания, ущемленное самолюбие. • Суицидальные демонстрации. • Выпивки, воровство, прогулы, включение в асоциальную компанию. • Делинквентность обычно носит несерьезный характер нежелание учиться, в худшем случае — мошенничество.

• Претензии на лидерство в группе. • Самооценка далека от объективности.

Неустойчивый • С детства непослушны, но трусливы, боятся наказаний • Учиться не хотят с первых классов, занимаются только при постоянном строгом контроле. • Неустойчивость поведения, слабоволие. • Тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. • При безнадзорности забрасывают учебу. • Включаются в уличные компании, часто — в асоциальные группы.

• Делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон автомашин, хулиганство. • В компаниях рано начинают пить — с 12— 14 лет. • Свойственно использование других дурманящих средств • К родителям обычно относятся с равнодушием, рассматривают их как источник средств для развлечений.

• Неспособны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.

Конформный тип • Постоянная конформность к своему непосредственному окружению. • Некритичность; консерватизм, нелюбовь к новому; отсутствие инициативы. • Как правило, низкий интеллект. • Слабая воля. • Чрезмерная податливость и привязанность.

• В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. • Попав в другую среду, затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. • Со взрослыми конфликты возникают только в тех случаях, когда они пытаются оторвать подростка от привычной ему среды сверстников.

• Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения.

Факторы формирования § § § § § Характеристики социального окружения Гиперопека и недостаточное уделение внимания Избыточность требований к ребёнку Жестокое отношение Недостаточность эмоционального контакта Невозможность удовлетворения личных потребностей Несформированность мнения о себе, комплекс неполноценности Неадекватный уровень требований Хронические заболевания, особенно патология нервной системы Физические дефекты

Для каждого отдельного подростка с акцентуированными чертами необходимо применять такую стратегию воспитания, которая предотвратит переход крайней, но все же нормальной черты в патологическую.

Правильная реакция родителей на своего ребенка с большой долей вероятности может поспособствовать сглаживанию острых черт его характера, что позволит подростку в будущем нормально адаптироваться в социуме.

Спасибо за внимание

Источник: https://present5.com/akcentuacii-xaraktera-proyavlenie-akcentuacij-xaraktera-v-podrostkovom-vozraste/

Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте

10.09.2018

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют акцентуации характера у подростков. Вы узнаете, каковы особенности данного состояния. Выясните возможные причины возникновения акцентуаций. Поговорим о методах коррекции.

Особенности у подростков

Как правило, все акцентуации начинают свое формирование уже в подростковом возрасте. Они проявляются в характере, наличием усиленной черты. Причиной всему излишняя импульсивность, неспособность контролировать собственные поступки, эмоции.

Что характерно акцентуации диагностируются практически у всех подростков. Такой ребенок очень чувствителен к влиянию внутренних и внешних факторов. Особую роль играют взаимоотношениями со сверстниками и родителями.

Акцентуации при наличии определенных условий могут стать фактором, повлиявшим на возникновение правонарушений, но также и на правильный выбор будущей профессии.

Разработана классификация, разделяющая акцентуации в зависимости от того, как они проявляются, какая черта доминирует.

  1. Истероидный. Такие подростки, как правило, активны, их можно назвать «звездами класса». Характерно участие в различных мероприятиях, наличие артистизма. Тяжело переносят, когда похвала касается не его, а других детей, излишне эмоционально отвечает на происходящее, зачастую играет на публику, нуждается в сочувствии. Не исключено возникновение плохого поведения, основная причина желание привлечь родительское внимание. Может прибегать к попыткам суицида, он не пытается умереть, а хочет избавиться от наказания или вызвать сочувствие.
  2. Эпилептоидный тип. Обидчивый подросток, может долгое время без неприязни относиться к другим людям, быть раздражительным. Характер неуступчивый и упрямый. Такой подросток может быть мстительным, думает о себе, его не интересует мнение других. Стремится быть лидером, для этого окружает себя более слабыми детьми, младше его. Такие индивиды деспотичны, удерживают свою власть, вызывая страх у окружающих. Взросление носит проблематичный характер. Сильные эмоции могут провоцировать приступы агрессии, гнева, может доходить и до садизма. Не исключено появление пристрастия к алкоголю. Во время полового созревания может сильно проявляться сексуальное влечение, что способно приводить к развитию определенных извращений. При этом такие дети дисциплинированы, к ним хорошо относятся учителя, они любят мастерить.
  3. Шизоидный. Проявление этого типа отмечаются еще в дошкольном возрасте. Такой ребенок больше любит находиться в одиночестве, играть сам с собой, чем общаться со сверстниками. Характерна замкнутость, любовь к фантазированию. Увлеченно занимается любимым делом, например, лепит из пластилина. Желание общаться с другими детьми не возникает, он не любит делиться своими переживаниями ни с кем. Не исключена вероятность развития зависимостей, в частности, наркотической, в редких случаях могут появляться противоправные действия.
  4. Циклоидный. Такие подростки жизнерадостные, ведут активный образ жизни. При этом появляются периоды, когда настроение значительно снижается, длится это пару недель. Данное время называется субдепрессивной фазой. Подростка перестают интересовать его увлечения, он не хочет общаться со сверстниками, снижается работоспособность, что приводит к проблемам в учебе. Характерно чередование повышенной активности с апатией. Не исключено развитие эмоционального срыва и даже попытки самоубийства. Такой подросток может сбежать из дома, чтоб показать свой протест.
  5. Неустойчивый. Характерно отсутствие послушания, такой ребенок не хочет учиться. Есть необходимость в строгом контроле. Страх перед наказаниями — единственный стимул, который заставляет такого отпрыска выполнять поручения и домашнее задание. Любит общаться со сверстниками. Нередко оказывается в асоциальной компании, очень восприимчив к чужому влиянию. Могут раздеваться зависимости, в том числе, наркотическая, алкогольная, склонность к воровству и бродяжничеству.
  6. Лабильный. Характерно наличие частых перепадов настроения, смех может сменяться слезами. Когда у ребенка хорошее настроение, он болтлив, желает общаться с людьми. Такие подростки с легкостью вступают в конфликты, становятся замкнутыми. Остро реагируют на критику. Такие дети способны на настоящую дружбу.
  7. Конформный. Сильно зависит от влияния других людей, часто меняет собственное мнение под их воздействием. Хочет быть «похожим на всех», боится выделиться. Любит свое окружение. Не исключено развитие пристрастий в ситуации, когда такой подросток оказывается в плохой компании. Если родители будут запрещать общаться с сомнительными личностями, столкнуться с конфликтом, ребенок даст отпор.
  8. Астено-невротический. Такие подростки имеют повышенную утомляемость, они постоянно раздражительны, переживают за свое здоровье. Существует риск развития невроза. При этом характерно наличие высокого интеллекта, сочувствия.
  9. Психастенический. Часто формируется при излишней требовательности родителей, которые возлагают на своего ребенка большие надежды в спорте или в учебе. Когда действия сына или дочери не соответствуют ожиданиям мамы или папы — это оставляет определенный отпечаток на его или ее характере. У такого подростка присутствует заниженная самооценка, его часто посещает чувство вины, он боится неудач, которые еще сильнее расстроят родителей. Характерно наличие повышенной тревожности.
  10. Гипертимный. Такие индивиды неусидчивы, веселые, у них возникают трудности с концентрацией внимания на рабочем процессе, проблемы с дисциплиной. Среди них нередко встречаются неформальные лидеры. Не терпят контроля, всегда сражаются за независимость. Постоянно приподнятое настроение иногда подталкивает на шалость. Не способны выполнять монотонную работу, которая нуждается в усидчивости. Неразборчиво относятся к выбору новых друзей. Не исключено появление противоправных поступков, развитие зависимостей под влиянием плохой компании.
  11. Сенситивный тип. У такого подростка присутствуют страхи, сверхчувствительность. Ребенок остро реагирует на насмешки сверстников, сильно переживает за результаты своих контрольных. Присутствует склонность к развитию фобий, самобичевание, повышенная слезливость. Не исключено развитие неврозов. Если неудачи преследуют такого подростка каждый день, может решиться на самоубийство.
Читайте также:  Моногамия и полигамия в отношения у мужчин и женщин

Провоцирующие факторы

Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.

  1. Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
  2. Нехватка родительского внимания, их опеки. Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
  3. Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
  4. Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
  5. Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
  6. Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
  7. Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.

К общим факторам относят:

  • невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
  • отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
  • наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
  • отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
  • генетическая предрасположенность

Диагностика

Если подросток начинает у родителей вызывать тревожные мысли, необходимо проконсультироваться с психологом. Лучше всего определить наличие психопатии или акцентуации позволяет клинический метод.

Происходит опрос подростка. Специалист наблюдает за его поведением, реакциями, отдельно опрашивает родителей.

Диагностика может затянуться на продолжительный период, так как не исключено возникновения трудностей с определением состояния ребенка.

  1. Психолог интересуется самочувствием подросткам.
  2. Расспрашивает его об увлечениях.
  3. Узнает, как он относится к друзьям, какие у него отношения в семье.
  4. Вычисляет уровень самооценки.
  5. Осматривает ребенка на наличие травм, парезов, татуировок.
  6. Общаясь с родителями, специалист узнает о событиях детства пациента, выясняет, какие с ним произошли перемены, выявляет возможные причины, повлиявшие на развитие отклонений.

Как помочь

Если родители замечают какие-то серьезные проблемы в поведении своего ребенка, необходимо обратиться за консультацией к психологу. Однако, если поведение не вызывает излишней тревоги и есть вероятность того что получится справиться собственными силами, то можно прислушаться к следующим рекомендациям. Только важно учитывать то, какой именно тип акцентуации преобладает у подростка.

  1. Ребенка с истероидным типом нужно поощрять, хвалить, но только за настоящие достижения. Нужно ему поручить оказать помощь кому-то из сверстников, чтобы тот оказался в центре внимания.
  2. Подростку с эпилептоидным типом необходимо обеспечить душевный комфорт, снизить проявления его агрессии и раздражительности. Родители должны потребовать безоговорочного соблюдения правил, которые установлены дома. Важно, чтоб мать или отец заняли авторитетный статус в глазах своего ребенка.
  3. Если подросток имеет шизоидный тип, то желательно отправить его в театральную студию. Так ребенок научиться проявлять эмоции, вовлекая свою мимику. Также такого малыша можно отдать на танцы, или единоборство — любые виды, где тренируют пластичность. Важно стимулировать нахождение в центре внимания. Например, поручите ему развлекать младшего брата или маленьких детей во дворе. Важно, чтобы он научился говорить эмоционально и громко. Нужно позаботиться о развитии чувства стиля, чтобы подросток научился заботиться о своей внешности, следил за проявлениями моды.
  4. С подростком циклонного типа нужно быть максимально тактичным, особенно, если в данный момент у него субдепрессивная фаза. Важно такого ребенка оберегать от эмоциональных нагрузок. Не оскорблять его, не допускать грубых высказываний, помнить о том, что данное поведение может спровоцировать нервный срыв. Когда ребенок находится в хорошем настроении, нужно научить направлять его энергию в правильное русло. Важно оказывать поддержку в его начинаниях, учить доводить все дела до конца. В моменты субдепрессивной фазы повышать его самооценку.
  5. Если у Вашего чада неустойчивый тип акцентуации, то нужно позаботиться о наличии строгого контроля. Поручайте ему задания, следите за тем, чтобы он их выполнял правильно и в срок. Можно обратиться к методу «кнута и пряника». Например, за непослушание или невыполненное задание должен возлагаться какой-то штраф, а за качественную работу — бонусы. Такому ребенку также важно заниматься каким-то активным спортом, который позволит избавиться от излишней энергии.
  6. Если подросток с лабильным типом, нужно проявлять свою открытость в общении и сочувствие к нему. Важно, чтоб ребенок понимал, что Вы разделяете его чувства. Позвольте ему опекать кого-то в семье, кого-то, кто является более слабым. Нужно посоветовать ребенку расширять его круг общения, общаться с детьми вне школы.
  7. Если у Вашего подростка конформный тип акцентуации, то нужно предложить, чтобы он принял решение независимо от мнения других людей. Желательно, чтоб ребенок крутился не в одном коллективе, а общался с людьми из различных сфер, например, с одноклассниками, с ребятами из спортивной секции, с детьми со двора. Важно найти авторитетную личность, которая бы стала примером для подражания Вашего сына или дочери.
  8. Если имеет место астено-невротический тип, то необходимо не реагировать на вспышки гнева подростка, хвалить его даже за малейшие достижения. Это позволит мотивировать ребенка, поощряйте занятия спортом.
  9. Подростка с психастеническим типом нужно научить моделировать ситуации, которые его пугают. Потом разбирать, как он станет действовать, чтобы найти правильное решение. Нужно научить ребенка конструктивно подходить к любой проблеме, продумывать, как поступить, какие действия позволят избежать повтора случившегося.
  10. Если имеет место гипертимный тип, то такого сына или дочку необходимо приучить к самоорганизации и дисциплине. Недопустимо прибегать к тотальному контролю. Можно посоветовать ребенку, чтоб он завел дневник, в котором бы планировал свои задачи на следующий день, контролировал их выполнение. Разрешите подростку самому придумывать, какое наказание будет его ожидать, если он перестанет доводить свои дела до конца. Приучайте к тому, чтоб ребенок поддерживал порядок на своем рабочем столе и в комнате.
  11. Подростку с сенситивным типом нужно повышать самооценку, избавляться от неуверенности. Поручайте ему задачи, которые не слишком легкие, но в то же время позволят ощутить то, что он с ними справляется. Важно почаще общаться с таким ребенком, установить с ним контакт. Не забывайте благодарить и хвалить ребенка за хорошие поступки, за его победы. Желательно избавиться от критики в его сторону, ни в коем случае не навешивать ярлыки. Приучите ребенка к аутотренингу, чтоб он убеждал себя в том, что чувствует себя уверенно и спокойно.

Теперь Вы знаете, что такое подростковые акцентуации. Как видите, данное состояние может возникать в этом возрасте и сохраняться с человеком на протяжении всей его жизни. Если приходит осознание того, что подобное явление мешает нормальному процессу жизнедеятельности, влияет на поведение подростка, необходимо заняться коррекцией, иногда нелишне обратиться к опытному специалисту.

Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте Ссылка на основную публикацию Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/aktsentuatsii-haraktera-u-podrostkov

Акцентуация характера в подростковом возрасте

Неблагоприятные условия развития подростка провоцируют отклонения в формировании его личности. В частности возникают акцентуации характера, приобретающие патологический характер и разрушающие целостную структуру личности подростка.

Определение 1

Акцентуация характера – это чрезмерное выражение черт характера и их сочетаний, являющееся крайним вариантом нормы и граничащее с психопатией.

Акцентуация характера проявляется по-разному и в разной степени соответствует принятым общественным нормам.

Типы акцентуаций характера у подростков

Деление на типы акцентуаций характера основывается на клиническом и психологическом подходах. Согласно клиническому подходу выделяются следующие типы:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • психастенический,
  • шизоидный,
  • епилептоидний,
  • истероидный,
  • неустойчивый.

В психологии выделяют следующие типы акцентуаций характера:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • тревожно-педантичный,
  • интровертированный,
  • возбуждающий,
  • демонстративный,
  • неустойчивый.

Акцентуации характера у подростков: признаки и особенности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гипретимная акцентуация характера

Гипертимный тип акцентуации характера подростков сопровождается приподнятым настроением, которое изредка сменяется вспышками агрессии. Такое поведение может быть вызвано негативным влиянием окружающих, попытками резко подавить желания, намерения подростка и подчинить его своей воле.

Дети с гипертимной акцентуацией характера, как правило, легко идут на контакт, коммуникабельные, инициативные с ярко выраженными организаторскими способностями, стремятся быть лидерами. В условиях одиночества, жесткой дисциплины и монотонной деятельности они могут вступать в конфликт. Однообразные уроки не интересуют таких детей.

Чем ниже у гипертимного подростка мотивация учебной деятельности, тем сложнее ему работать на уроках без отклонений в поведении. Нейтрализовать акцентуации такого типа у подростков в процессе обучения можно привлекая его к интересной, разнообразной и доступной для него деятельности.

Нормальному развитию характера подростка с гипертимной акцентуацией могут повредить полное отсутствие надзора и жесткий контроль. Такие дети требуют доброжелательного, уважительного отношения.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидный тип акцентуации характера подростков наблюдается чаще всего в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Он характеризуется периодическим колебанием настроения и жизненного тонуса.

В период подъема настроения циклоидным детям присущи признаки гипертимного типа, а во время спада настроения у них резко снижается уровень контактности, они становятся молчаливыми и пессимистически настроенными.

Подростки с данной акцентуацией характера очень уязвимы к кардинальному разрушению привычных жизненных стереотипов. Серьезные неудачи и нарекания со стороны окружающих могут усугубить их депрессию, вызвать бурную аффективную реакцию с попытками суицида.

В данной ситуации подростку требуется ненавязчивая забота и внимание со стороны окружающих, теплые отношения со значимым для него человеком.

Лабильная акцентуация характера

Лабильный тип акцентуации характера у подростков характеризуется резкой переменчивостью настроения, которое зависит от внешней ситуации в определенной степени.

Эта черта присуща всем подросткам, но для акцентуации лабильного типа присуща слишком резкая смена настроения при незначительном поводе, например, неприветливый взгляд собеседника или сказанное кем-то неприятное слово или шутка. Частые смены настроения сочетаются у таких детей со значительной глубиной переживаний.

Возможны конфликты со сверстниками и взрослыми. После кратковременных аффективных вспышек наступает быстрое раскаяние и поиск способов примирения. Часто лабильные подростки выглядят легкомысленными, но при этом они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным и друзьям.

Заботу, по отношению к себе, они воспринимают с благодарностью. В отношениях с ними следует избегать упреков, наказаний, проявлять к ним больше доброты, ласки.

Астено-невротическая акцентуация характера

Признаками данного типа являются повышенный уровень физической и психической утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии. Быстрая утомляемость порождает повышенную возбудимость и мешает подростку ориентироваться в ситуации. Аффективные вспышки в поведении вызываются нарастанием раздраженности в момент усталости.

При этом сорвавшись, астено-невротик очень быстро теряет силы. У астено-невротиков наблюдаются суточные циклы бодрости и усталости.

Во взаимодействии с подростками-астеноневротиками необходимо проявлять терпение и искреннее сочувствие, стараться завуалировать его неудачи, возникающие на фоне истощения и акцентировать внимание на его успехах.

Сенсативная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к данному типу, очень уязвимы и боязливы, у них ярко выражено чувство собственной неполноценности. Учатся подростки с сенсативной акцентуацией, тщательно и успешно, но стесняются отвечать на уроках, боясь, запнутся и вызвать смех.

Очень часто такие дети скрывают свои реальные знания, чтобы сверстники не считали их выскочками или заучками. Уровень контактности подростков данного типа ниже среднего. Они отдают предпочтение узкому кругу друзей, редко вступают в конфликт, обычно занимают пассивную позицию.

Для них характерны такие качества, как альтруизм, сострадание, умение радоваться чужим успехам, добросовестность. У них достаточно рано формируются очень высокие моральные и этические требования к самому себе и окружающим.

Чувство неполноценности у сенситивных подростков провоцирует выраженную реакцию гипер-компенсации. Они самоутверждаются там, где чувствуют свою неполноценность.

Читайте также:  Муж не любит жену больше: причины и признаки, что делать

Тревожно-педантичная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к этому типу, нерешительны, склонны к размышлениям и самоанализу. У них часто возникают навязчивые страхи и мысли. Необходимость сделать самостоятельный выбор может привести к длительным и невыносимым метаниям.

Нерешительность вызывает гипер-компенсации, проявляющиеся во внезапной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, поспешных действиях в ситуациях, где необходимы рассудительность и осторожность.

В отношениях с подростком такого типа акцентуации необходимо придерживаться оптимистического общения, избегать наказаний и запугивания, практиковать поощрения и мотивировать его активность и самостоятельность.

Интровертированная акцентуация характера

Яркими признаками подростков с интровертированной акцентуацией является замкнутость и отстраненность от окружающего мира, сниженная потребность в общении.

У интровертированных детей часто сочетаются противоположные черты: отстраненность и чрезмерная чувствительность, упрямство и податливость, огромная привязанность и немотивированная антипатия, богатство внутреннего мира и ограниченность его внешних проявлений. Такие подростки бурно реагируют на некорректные попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир.

Отгороженность от внешнего мира затрудняет социализацию подростков. Для сближения с такими подростками необходимо продемонстрировать искреннюю заинтересованность их личностью, увлечениями и делами.

Возбуждающая акцентуация характера

Подростки такого типа акцентуации характера часто предстают мрачными, раздраженными, озлобленными, а в некоторых ситуациях даже агрессивными. Интеллектуальная сфера таких детей, как правило, инертна. Заниженная мотивация к учебе очень часто сочетается у них с высокими претензиями к оценкам.

Педагог должен предоставить им возможность заслуженно получать высокие оценки, используя дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Доброжелательность, последовательность и тактичность во взаимодействие с такими подростками должны сочетаться с защитой окружающих от их тирании.

Одним из способов коррекции поведения является апелляция к их сознанию и самосознанию, в индивидуальных беседах проведение анализа и оценки поведения.

Демонстративная акцентуация характера

Подросткам, у которых преобладают признаки демонстративной акцентуации характера, присущ эгоцентризм. В такой ситуации необходимо формировать у подростка осознание того, что самым правильным способом привлечения к себе внимания является социально ценная, полезная деятельность, требуется помочь ему включиться в такую деятельность.

Неустойчивая акцентуация характера

Для подростков, которые представляют этот тип, характерна патологическая волевая слабость. Для коррекции характера подростков очень важен контроль над их поведением и деятельностью. Ужесточение требований необходимо сочетать с искренней заинтересованностью в его успехах и эмоциональным контактом с ним.

Замечание 1

Можно сделать вывод, что при неблагоприятных условиях личностное развитие подростков может характеризоваться дисгармоничностью, противоречивостью и возникновением акцентуаций характера.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/akcentuaciya_haraktera_v_podrostkovom_vozraste/

Акцентуации характера у подростков

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера.

Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко

Гипертимный тип.

Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному.

Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств.

Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье.

Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

Циклоидный тип.

При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями.

В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании.

Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению.

В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.

Лабильный тип.

Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся.

Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера.

Астено-невротический тип.

Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.

Сенситивный тип.

У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке.

С незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают.

Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при первых требованиях к чувству ответственности.

Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи.

В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные.

Шизоидный тип.

Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя.

Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания.

Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью.

Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир.

Самооценка обычно — неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.

Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны.

Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками.

Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками.

Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей.

Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.

Истероидный тип.

Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы.

Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии.

Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании.

Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Читайте также:  Как завоевать женщину овна: советы мужчинам

Неустойчивый тип.

Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда.

Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении.

Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима.

Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип.

Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам.

Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке.

Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Смешанные типы.

Встречаются достаточно часто. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

  • Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
  • Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
  • Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
  • Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
  • Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
  • Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
  • Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;
  • Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим;
  • Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.
  • Смешанные типы бывают двоякого рода.
  • Промежуточные типы.

Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве.

К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим.

Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы.

Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов.

На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый.

В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

Источник: https://studbooks.net/504429/psihologiya/aktsentuatsii_haraktera_podrostkov

Психопатии и акцентуации характера у подростков

. . .

П. Б. Ганнушкиным (1933) был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий: возрастные кризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические приступы или фазы, психогенные и соматогенные реакции, конституциональные и ситуационные развития и др.

Наиболее распространенными терминами, относящимися к динамике психопатий у взрослых, являются понятия «компенсация» и «декомпенсация».

Компенсации могут осуществляться как за счет изменения «микросреды» (трудовой, семейной) на такую, где психопатические особенности характера позволяют приспособиться наилучшим образом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет активной выработки механизмов психологической защиты, манеры поведения, образа жизни, порою контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черты (Морозов Г. В., И. Кбина Н. К., 1973). Срыв компенсаторных механизмов в силу ли эндогенных особенностей динамики или под влиянием факторов среды обозначается как декомпенсация.

В подростковом возрасте компенсаторные механизмы нередко еще недостаточно сформированы.

Зато, как правило, приходится иметь дело с подростковым заострением психопатических черт характера, особенно если психопатия (например, шизоидная) сложилась с детства.

Однако подростковый возраст не только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности (например, «депсихопатизация» некоторых форм органических психопатий, наблюдавшихся в детстве).

Компенсация у представителей гипертимного, эмоционально-лабильного, отчасти эпилептоидного и шизоидного типов осуществляется чаще по пути подыскания той среды, где они себя чувствуют относительно привольно.

Такой средой для гипертимного подростка будет кипучая жизнь с массой новых впечатлений и возможностью всегда найти применение своей брызжущей энергии, для лабильного подростка — тепличная обстановка, доброжелательное окружение, возможность всегда найти ободрение и сопереживание.

Представители сенситивного и отчасти психастенического типов более склонны к реакции гиперкомпенсации и выработке контрастных черт характера. Отсюда у сенситивных мальчиков занятия силовыми видами спорта в целью «закалить волю», а у психастеника — стремление к безапелляционным суждениям и быстрому, без раздумий выполнению решений.

Под влиянием психических травм и неблагоприятных ситуаций возможен срыв компенсаторных механизмов — в таких случаях правомерно говорить о декомпенсациях психопатий у подростков.

Эндогенные фазы у циклоидов начинаются обычно с половым созреванием или даже позднее. С того же возраста становятся особенно выраженными дисфории у эпилептоидов, беспричинное снижение настроения у шизоидов.

Определенным вкладом в учение о динамике психопатий является изучение процесса их становления — описание этапов формирования конституциональных, приобретенных и органических психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1980) выделили три этапа: начальных проявлений, структурирования и завершения формирования.

Первые два этапа при конституциональных и органических психопатиях падают преимущественно на детство. При приобретенных психопатиях второй этап приходится обычно на 15-18 лет. С нашей точки зрения, выделение этих этапов для подростковой психиатрии имеет более теоретическое, чем практическое, значение. О них можно судить ретроспективно, когда психопатия уже сформирована.

Картина первого и даже второго этапов существенно не отличается от транзиторных нарушений поведения в детстве и у подростков, и диагноз психопатии здесь может оказаться преждевременным. Так или иначе, судя по эпидемиологическим данным, формирование психопатий в большинстве случаев завершается до 19 лет.

Их частота, по данным Москвы, составляет 3 на 10 000 общего населения для подростков мужского и 1 на 10000 женского пола (Чибисов Ю. К., 1977).

Акцентуации характера большинство типов (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) также именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации.

К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне.

Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.

Однако подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам.

Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня.

В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Иногда термин «психопатические реакции» используется в ином смысле — для спровоцированных психическими травмами резких изменений поведения у психопатов, для заострения черт психопатии в психогенной ситуации. Представляется более правильной точка зрения О. В.

Кербикова (1962)-относить к психопатическим реакциям временные, переходящие характерологические сдвиги, возникающие реактивно, т. е. употреблять этот термин только при акцентуациях характера. Тем не менее эти временные сдвиги могут оказаться первым шагом к психопатическому развитию (Ковалев В. В., 1973).

Неразрешенные ситуации, длительная психическая травматизация, адресующиеся к месту наименьшего сопротивления, влекут к повторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатические развития.

Помимо психопатических реакций, целесообразно выделять острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или трудно переносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен.

В зависимости от этого острые аффективные реакции могут быть обозначены экстрапунитивными, интрапунитивными, импунитивными и демонстративными (Личко А. Е., 1979).

Тяжелые или длительные психические травмы могут при акцентуациях характера быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т. п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Подоплекой этих ситуативно-обусловленных девиаций поведения могут быть поведенческие реакции, как общие для детей и подростков (реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации), так и специфически-подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным увлечением). Эти реакции описываются в следующей главе.

В последнее время в учении о динамике психопатий наметился новый аспект (Пелипас В. Ё. 1974; Фелинская Н. И. 1979) — изучение возможных трансформаций типов психопатий в силу конституциональных закономерностей или ситуационных воздействий. Подобные же трансформации в отношении типов акцентуаций были описаны нами (Личко А. Е., 1981) и будут представлены в гл. IV.

В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливо указывает В. В. Ковалев (1981), разработана еще недостаточно. Однако представляется целесообразным подчеркнуть наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера (Личко А. Е., 1981):

  • 1) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);
  • 2) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;
  • 3) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений — девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;
  • Психология bookap
  • 4) трансформация типов акцентуаций характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;
  • 5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lichko/gl4.shtm

Ссылка на основную публикацию